Один из вариантов использования Customer Journey Map для создания, тестирования и развития образовательного продукта включает в себя пять этапов.
1. Сегментация. Разделяем аудиторию на сегменты по различным признакам и составляем путь ученика для каждого сегмента.
Почему этот шаг важен? Иногда мы делаем ставку на какой-то определенный тип пользователя, но по ходу работы над «путем ученика» понимаем, что помимо пользователей этого типа есть и другие, иногда других больше. Иногда мы понимаем, что наше представление о пользователе продукта неверно – придуманного нами пользователя вообще не существует или таких единицы. Этот этап позволяет сэкономить средства заказчика – не вкладываться в неперспективные сегменты и направления.
2. Определение aha-моментов. Это инсайты – переломные в опыте пользователя моменты, когда он встречается с тем, что искал, делает открытия, переживая некое озарение. Такие моменты – сильнейшие мотиваторы. Они способны создать запас оптимизма для преодоления предстоящих сложностей.
Определяют aha-моменты по резкому повышению активности и эмоциональному подъему. К примеру, если на каждом этапе курс стабильно покидало определенное количество участников, а после прохождения одного из тестов все перешли к следующей теме и дали этапу высокую оценку – это один из aha-моментов курса. Это может значить, что сам тест оказался прозрением для большинства, или накопилось достаточно знаний, чтобы тестирование дало мощный результат. В эти моменты пользователь обычно находит ответы на свои вопросы и переживает важный опыт. Осталось определить, что именно привело к такому эффекту.
3. Составление пользовательского сценария (user flow). Выясняем, каким образом пользователь приходит к aha-моменту, что за чем происходит пошагово. Шаги выстраиваются в потоки (flow). Это дает возможность измерять конверсию на каждом из шагов.
4. Составление Customer Journey Map. Потоки, которые состоят из последовательности шагов и aha-моментов, переносятся на визуальную карту, на которой видны все возможные модели взаимодействия аудитории с продуктом.
Такая карта строится не на основе непроверенных гипотез, а на результатах изучения реальной практики. Обычно для сбора информации используют различные системы аналитики.
5. Преодоление барьеров. При изучении опыта пользователя, учитывается его поведение на каждом шаге. Если с первого шага на второй переходит 90% пользователей, со второго на третий – 30%, а с третьего на четвертый 100%, то где-то между вторым и третьим существует барьер, преодолеть который большинство не может. Определив барьеры, можно понять, как облегчить путь клиента. Если речь об учебе, дело может быть в сложном задании или новом материале, для которого недостаточно базовых знаний.
Карта составляется не просто «чтобы было», а чтобы учесть опыт и усовершенствовать «путь ученика». В качестве последнего этапа работы над Customer Journey Map составляют новую версию карты. Для этого проводят ранжирование функциональности по степени востребованности, выстраивают новый желаемый путь обучения и дорабатывают продукт.