В конфликте сторонам важно оценить, каковы могут быть потери каждой стороны и как разрешение ситуации скажется на отношениях сторон. Иными словами, каждый решает, насколько важен для него предмет спора и насколько важны для него отношения с оппонентом. Исходя из этого принимается решение о стратегии поведения в текущем конфликте. Есть всего пять вариантов, из которых мы делаем выбор:
Выбор может делаться несознательно, и чаще всего так и бывает: в конфликте мало размышляют – ситуация сопровождается высоким эмоциональным накалом.
Выбор во многом зависит от отношений между конфликтующими. Если хотя бы для одной их сторон отношения важны, как правило, стороны выбирают конструктивную стратегию, а если ценность отношений отсутствует, конфликт вероятнее всего будет носить деструктивный характер.
Принуждение – это признание соперничества между сторонами. Такой выбор один из участников делает, если оценивает свои интересы как высокие, а интересы оппонента – как низкие. Тут важно учитывать не только вес интересов, но и значимость отношений. После того как стороны оценили свои интересы как разные по весу, им предстоит сделать выбор: борьба или межличностные отношения. Принуждение – это выбор пути борьбы.
При выборе принуждения один подчиняет себе другого, учитывая исключительно свои интересы. Противоречие в таком случае остается неразрешенным. Вторая сторона чувствует себя подавленной и униженной.
Выбор борьбы – это выбор деструктивной модели. При этой модели задействованы власть, авторитет, связи, сила закона. В бизнесе бывают случаи, когда это лучший выбор. Это случаи, когда есть угроза существованию компании или коллектива, когда нужно защитить интересы компании от вреда, который может нанести ей конфликтная личность.
В компаниях такая стратегия чувствуется как ситуация «кто кого». Такую ситуацию часто можно наблюдать при реформировании предприятия. Иногда оптимизация некоторых участков производства или подразделений необоснована, и тогда тот, кто защищает интересы подразделений, выбранные для реформирования, занимает жесткую позицию. Например, «сверху» не считают важным учитывать интересы подразделения, а в подразделении считают, что реформа угрожает интересам всей компании, и при этом интересы для каждой стороны важнее отношений. В таком случае стороны выражают готовность «стоять до конца», «бороться до последнего» и так далее.
Если сторона не заинтересована в конфликте и хочет прекратить его, она выбирает стратегию ухода. Такое завершение конфликта возможно, когда ни у одной стороны нет высокого интереса к предмету спора или к самой ситуации. Уход можно считать взаимной уступкой.
Такая стратегия может быть выбрана в связи с тем, что:
Во втором случае конфликт может возобновиться, если окажется, что предмет спора более весомый, чем показалось.
При стратегии ухода межличностные отношения не меняются. В таких случаях говорят: «Конфликт выеденного яйца не стоит».
Тот, кто выбирает уступку, тоже пытается уйти от конфликта, однако причины другие. Личные интересы оцениваются им как низкие, а интересы оппонента как высокие, поэтому он принимает решение пожертвовать личными интересами. В таких случаях говорят: «Не буду спорить, отношения важнее».
Эта стратегия имеет некоторые общие черты со стратегией принуждения, поскольку тут тоже происходит выбор между весом ценностей сторон, только вместо стратегии борьбы в этом случае выбирается конструктивная стратегия сохранения отношений.
Что важно знать об этой стратегии:
Уступка может быть оправдана только в одном случае: когда условия для конфликта еще не полностью созрели. Стороны в таком случае замораживают противостояние и используют перемирие для поиска конструктивного пути разрешения ситуации.
Под компромиссом понимают поиск баланса интересов. «И вашим, и нашим». По сути это взаимная уступка.
Такая стратегия не несет негативного влияния на межличностные отношения и даже способствует их развитию в положительном направлении.
Что важно знать о стратегии компромисса:
Термин «компромисс» близок к термину «консенсус»: оба предполагают взаимные уступки. Рассматривая стратегии компромисса можно брать за основу механизмы достижения консенсуса в существующей социальной практике.
Лучший способ решения конфликта – сотрудничество. Эта стратегия учитывает интересы сторон, строится на их балансе, и при этом ориентирована на развитие межличностных отношений.
Выбор этой стратегии во многом связан с предметом конфликта. Если он жизненно важен для одной или обеих сторон, то сотрудничество «не сложится». В таком случае возможно только соперничество, то есть борьба. Сотрудничество будет возможным только в случае, если интересы могут маневрировать и сосуществовать в рамках определенной проблемы, то есть обе стороны или одна из сторон не придают предмету конфликта жизненно важного значения.
Стратегия сотрудничества сложная, в нее входят все другие стратегии – уход, уступка, компромисс, принуждение. Все они играют подчиненную роль в стратегии сотрудничества. Выбор этой стратегии говорит о стремлении двух сторон разрешить возникшую проблему общими усилиями.
О том, что может быть сверх любой стратегии, читайте в статье «Как постоять за себя в конфликтной ситуации».
Если интересуетесь стратегиями выхода из конфликтов, вам могут быть интересны и другие материалы нашего блога:
Рекомендуем также тренинг для компании «Управление конфликтами».
У нас можно заказать тренинг или купить готовый тренинг в коробке для проведения своими силами.