Суть гибкого мышления и гибких методологий – инновации. Мы пробуем что-то новое в условиях неопределенности, постепенно адаптируемся, продвигаясь небольшими шагами. Все это – о сегодняшнем дне. Сейчас мы как раз живем в мире, который все более непредсказуем, и в котором все больше неизвестности.
В непредсказуемом мире лучше всего работать мотивированными командами и применяя гибкие подходы. Это позволяет адаптироваться и своевременно реагировать на изменения.
Разберемся, в чем суть эджайла, какие его принципы можно использовать в обучении и чем они отличаются от традиционного подхода.
При гибком подходе вместо марафона лучше выбрать спринты – более короткие промежутки, после которых подводятся итоги. Итоги учитываются при составлении ближайшего плана. Обычно обучение делится на семестры. Это значит, что и студенты, и преподаватели узнают о результатах примерно раз в полгода. В корпоративном обучении обычно разрабатывается и утверждается программа, которая не меняется до окончания обучения. По результатам оценивается эффективность программы.
При таком подходе быстро изменить результаты невозможно. Гибкий подход позволяет корректировать свою стратегию обучения, а иногда и обучающую программу, гораздо чаще (зависит от длительности спринта).
При таком подходе система корпоративного обучения может быть более гибкой, а результаты обучения более привлекательными.
Чем полезны спринты? Сокращают цикл обратной связи, облегчают адаптацию, позволяют более оперативно реагировать на перемены.
Если организовать корпоративное обучение в SCRUM-формате и сгруппировать циклы обучения в отрезки длительностью в 2-3 недели, появится возможность чаще оценивать полученные знания и опыт, быстрее вносить изменения и улучшения.
Как все происходит? Рассмотрим один из примеров реального применения. Каждый спринт начинается встречей по планированию: тренер озвучивает темы, а обучающиеся предлагают содержание практических занятий и оценивают свои усилия. Заканчивается каждый спринт ретроспективой – проводится анализ проделанной работы, извлекаются уроки, намечается горизонт для улучшения. Результаты завершенного спринта учитываются при планировании следующего. Обратная связь позволяет преподавателям выявлять существующие проблемы (необходимость упростить или дополнить некоторые тренинги или лекции, потребность в актуализации материала) и своевременно принять меры. Важную роль в таком формате играет участие студентов в планировании и подведении итогов. Они учатся оценивать свои затраты и извлекать пользу из ошибок и упущений.
Гибкие методологии – это о работе в командах. Обучение может проходить в режиме сотрудничества, взаимодействия. Согласно эджайл-манифесту, люди и их взаимодействие – важнее процессов и инструментов.
Если говорить об обучении, то командное взаимодействие – это прежде всего взаимопомощь в процессе усвоения знаний.
Каждый участник не просто заботится о достижении индивидуальных целей, но в ответе за достижение командных целей и за получение нужного командного уровня. Это требует внимания к результатам коллег, помощи в развитии других.
В группах должно быть по 6-8 человек, которых курирует мастер. Задача мастера – устранять любые преграды, содействовать командной работе и развивать сотрудничество между командами.
Важная традиция гибкого подхода – ежедневные короткие встречи, на которых каждый учащийся рассказывает:
Чем отличаются учебные группы от команд? Команды независимы, автономны – они могут сами решить, что будет включено в спринт, как отслеживать прогресс, как организовать свою работу. При таком подходе контролировать учебный процесс намного легче, а проблемы обнаруживаются без специальных усилий и затрат времени.
Каждая компания может по-разному решать задачи командообразования, один из способов – организация корпоративного обучения персонала в формате гибкого подхода. Команды в ходе обучения могут укрепляться и развиваться, если их не менять, а если каждый спринт менять состав команд – сотрудники учатся строить команды и быстро налаживать командное взаимодействие и достигать общих целей, а не только командных.
Эджайл – это по большому счету игра, которая мотивирует всех участников достигать целей быстрее и с максимальным вовлечением. Если корпоративное образование организовать по эджайлу, знания будут приобретаться не ради оценок, как при традиционном обучающем процессе, а ради других, игровых, стимулов: баллы, вознаграждения, признание за уровень знаний, взаимопомощь, командное поведение, активность.
В стимулы можно включить все, что хотелось бы поощрять, не обязательно связанное с освоением знаний. Полезно будет поощрять командное взаимодействие, командные результаты, а также результаты всей группы обучающихся.
Награждением может быть совместный поход, увлекательная игра или повышение полномочий команды.
Agile помогает учиться размышлять, ведь каждый день каждый участник делает оценку текущего момента: где он, где планирует быть завтра, что блокирует его движение.
Постоянная оценка происходящего и привычка ее делать постепенно приведет к повышению эффективности и обучения, и работы. При грамотном подходе, студенты постоянно рефлексируют сразу на трех уровнях – индивидуальном, командном, на уровне всей учебной группы.
Полезно также встроить в учебный процесс инструменты обратной связи. К примеру, каждый обучающийся может сверять с эталоном не только свою работу, но и работу коллег.
Анализ результатов тоже учит мыслить и оценивать ситуацию. В ходе ретроспективы можно задавать вопросы:
Есть много приемов, позволяющих улучшать результат с каждым спринтом. Каждый может дать одну или несколько рекомендаций, которые могли бы применить все обучающиеся в будущих спринтах.
В компаниях также практикуют ежемесячные истории, в которых команды делятся со всей компанией своим опытом и своими достижениями. Это приводит к высокой вовлеченности всех участников.
И преподаватели, и учащиеся отмечают, что внедрение Agile делает лучше всех. Такой подход организует, повышает уверенность в себе, помогает достигать более высоких результатов.
Не подойдет этот подход разве что тем, кто выбирает формальные результаты и минимальные усилия, тем, кто верит, что эффективный курс можно просто купить, не вкладывая собственные ресурсы.
Для тех же, кто готов работать над результатом и вовлеченностью, попытки внедрения гибкой методологии будут успешными, если найдется достаточно мотивации, чтобы учитывать ошибки и продолжать попытки. Иными словами, понадобится высокомотивированная команда людей, которые возьмутся за внедрение изменений. Может показаться, что все можно сделать самостоятельно и с первого раза. Так вряд ли получится. Нужно терпение и упорство. Нужно время. Правда, сократить время помогут фасилитационные сессии с опытным фасилитатором. Заказать их можно в ManGO! Games. ManGO! Games – провайдер деловых игр, тренингов, ассессмент-сессий, фасилитаций. У нас вы можете заказать проведение деловой игры с ассессментом, тренинг для развития необходимых навыков, обучающую программу на развитие необходимых компетенций.
Чувствуете, что справитесь собственными силами? Мы уверены, что у вас получится, а чтобы снабдить вас актуальными идеями по обучению персонала – рекомендуем читать наш блог и подписаться на нашу рассылку, чтобы регулярно получать свежие материалы.