Все успевать – главный вызов для современного человека. Сегодня считается вполне нормальным успевать качественно выполнять свои обязанности на работе, заниматься собственными проектами, быть в курсе и в гуще культурной и общественной жизни, самообучаться по выбранным направлениям. Для кого-то это нереально, а кто-то успевает не только это. В чем секрет и как они все успевают – будем разбираться.
Всех, кто много успевает и многого достигает, объединяет один навык – они умеют эффективно учиться. Это открывает много возможностей, которые становятся доступными, если научиться осваивать новое быстрее. Ведь каждому хотелось бы посетить интересные курсы или подтянуть свои знания в определенных областях. Останавливает только нехватка времени.
Программы обучения персонала включили бы больше направлений для сотрудников, если бы удавалось осваивать знания быстрее. Да и у каждого наверняка на компьютере есть папка с материалами, которые хотелось бы освоить, было бы больше времени. Но решение есть. Делимся наработками тех, кто уже нашел для себя выход, как ускорить освоение новой информации.
Речь об эффективном обучении. Разберемся сначала, что значит «эффективное», чтобы не было лишних толкований. Наверное, можно согласиться с тем, что обучаться эффективно – значит быстро, легко, без напряжения, с удовольствием, высоким результатом и возможностью применить новые знания на практике.
Попробуйте применять семь навыков, которые приблизят качество обучения, к описанным выше характеристикам. Их можно учитывать и в обучении персонала, и в личном развитии.
Мотивация часто недооценивается. Мы не всегда задумываемся, зачем это нам нужно. Но ставить цели важно не только в работе, но и принимая решение прочесть книгу и т.д. Важно понимать личные мотивы обучения. В обучении персонала важно учитывать мотивы каждого сотрудника, даже если занятия групповые.
Эффективность обучения персонала будет слабой, если слабой будет мотивация. В таком случае нужно сначала настроить персонал на обучение, используя соответствующие методы. Среди них важное место занимают навыки постановки целей. Все это важно для обучения персонала в офисе и для самообразования.
Рассмотрим, как именно можно применить индивидуальный подход к повышению мотивации к обучению персонала. Вот одно из упражнений в качестве практики.
Перед началом обучения задайте себе вопросы:
Если цели будут достигнуты, для обучаемого это будет сильным эмоциональным событием, а программы обучения персонала будут связаны с воспоминаниями о личной победе. Все это станет дополнительной мотивацией к обучению.
В последние десятилетия информации вокруг каждого из нас стало так много, что возникает необходимость защищать себя от мусорной информации и отбирать для себя полезную. Важно потреблять нужную для нас информацию: полезную в конкретный момент, подходящую для конкретной цели и приемлемого качества. Если изучать просто всю информацию по теме, то можно потратить много времени не на то, что нужно уже сейчас. Поэтому нужно разобраться в информационных потоках и выбирать только нужное, важное и хорошего качества.
1. Подумайте, какие потоки не приносят пользы, не способствуют укреплению знаний, полученных в ходе программ обучение персонала, и получению новых знаний в рамках самообразования. Желательно записать такие источники и сократить их использование.
2. Определите, какая информация реально способствует развитию, используется в работе, важна в жизни? Важно запомнить такие источники и окружить себя ими. Именно такая информация приносит основную пользу.
Разобравшись в информационных потоках, постарайтесь максимально заменить пустые важными.
Важно не только то, с какой информацией мы работаем, но и насколько грамотно мы это делаем. Организуя обучение для персонала, полезным будет обучить сотрудников эффективной работе с информацией – конспектирование, работа с аудио и видеоинформацией, выделение главного, скорочтение и пр.
Грамотная работа с информацией повышает эффективность обучения, экономит время и способствует качественному закреплению результата.
Каждому под силу такие упражнения для повышения эффективности работы с информацией: текст перед прочтением просмотрите обзорно, обращайте внимание на заголовки, выводы, выделенные части текста. Когда известна основа и структура текста, он легче усвоится.
Освойте основы грамотного запоминания. Запоминать – это не зазубривать, как многие считают. Зазубривание, хоть и активно используется в школе, считается самым неэффективным способом запоминания.
Лучшие способы запоминания основаны на образно-ассоциативной памяти. Это:
Эта техника поможет вам повысить качество запоминания: запоминая информацию, сначала представьте ее в воображении. Создайте мысленно картинки того, что необходимо запомнить, не скупитесь на детали. Создавайте в воображении яркие, смешные, необычные, нелепые детали – так они лучше запомнятся. Эта привычка значительно повышает качество запоминания и сохранения информации.
В процессе усваивания информации важно уметь концентрироваться на задачах и переключаться между работой и отдыхом. Это то, что люди потеряли больше всего с приходом обилия информации и высокого темпа жизни. Чтобы сохранить навыки внимания, старайтесь не думать дома о рабочих задачах и концентрироваться на чем-то одном, не отвлекаясь на другие мысли.
Тренировать внимание можно с помощью такого упражнения: возьмите лист бумаги и две ручки разного цвета. Нужно писать на листе какое-нибудь стихотворение по памяти. Но писать нужно по две строчки каждой рукой, держа в каждой руке по ручке.
От мышления зависит темп любой деятельности. Даже незначительное ускорение мышления уже дает значительное повышение интеллектуальных возможностей.
Если быстрее мыслить, то быстрее будет и обрабатываться поступающая информация, выполняться работа, решаться проблемы.
Для тренировки мышления можно выполнять специальные упражнения. Рассмотрим самые простые.
1. Ответьте на вопрос, в какой области вам необходимо усилить позиции. Нужно определить, какие ваши способности развиты меньше всего, и начать заниматься этим 2-3 раза в неделю. Это могут быть танцы, составление стихов, игра на музыкальных инструментах. Попытайтесь освоить это хотя бы на начальном уровне, но достаточном для восприятия другими людьми. Новый навык расширяет наши способности. Чем больше освоенных навыков, тем более гибко наше мышление.
2. Поиграйте в игру «Бормотограф». Выбирайте любой предмет из окружающих вас и попытайтесь говорить о нем в течение трех минут, не останавливаясь. В следующий раз увеличьте время на описание предмета. Безостановочно говорить о предмете нелегко, это заставляет задействовать ресурсы быстрого мышления и развивать ораторские способности.
Обучение нужно организовать грамотно: от этого зависит энергичность выполнения учебных задач. Осваивать знания можно в удовольствие, быстро, а можно мучительно и через силу. Чтобы учеба давалась легко, нужно учитывать время суток, продолжительность, совмещение учебных задач с другими задачами. Каждый может определить это для себя, путем экспериментов и анализа эффективности.
Часть навыков можно сформировать, не прекращая общения с близкими, семьей, детьми. Правильное распределение задач позволяет сократить время на освоение материала.
Для развития навыка организации учебного процесса, задумайтесь над тем, какие из навыков, запланированных для освоения, можно отрабатывать:
Составьте список таких навыков и ситуаций, в которых их можно тренировать.
К примеру, существует много упражнений и игр по укреплению памяти, которые можно практиковать во время бытовых задач, а также тренировать вместе с детьми. Мамы маленьких детей делились тем, что некоторые упражнения по скорочтению применяют во время чтения сказок детям и т.д. В разумных пределах некоторые упражнения можно выполнять, не выделяя специального времени для них.
Как видим, навыков, влияющих на эффективное обучение, много, они обширны. Но если двигаться хотя бы понемногу, но постоянно, в развитии хотя бы одного из навыков успехи будут заметны довольно скоро. И, кстати, успех будет не только в обучении: вы будете становиться эффективнее во всех областях своей жизни. Мышление, память, способность ставить цели, фокусироваться и ориентироваться полезны во всем.
Люди, которые постоянно развиваются, тренируют память, мышление, повышают свои интеллектуальные способности, становятся все более успешными в работе, в бизнесе, проявляют большую гибкость и приспособленность в условиях постоянно меняющегося мира.
Есть много материалов о привычках богатых людей, проанализировав которые, можно сделать выводы о том, что богатые люди постоянно развивают и укрепляют свои интеллектуальные способности, имея привычки:
Даже если ежедневно 10 минут уделять развитию нужных навыков, уже через короткое время можно будет заметить видимые изменения. Очень важно учесть: регулярность тренировок важнее их длительности и интенсивности. А также важно не забывать: тот, кто умеет учиться, всегда сумеет добиться успеха.