Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Помогла нам разобраться в теме коммуникативных навыков Светлана Лукьянова – бизнес-тренер, методолог, ассессор, лидер практики «Разработка».
Поскольку сам термин «коммуникация» предполагает взаимодействие с людьми и наличие кроме вас еще кого-то, то и навыки коммуникации проявляются в тех или иных действиях, направленных в сторону других людей. Исходя из этого, под коммуникативными навыками чаще всего подразумевают компетенции.
Компетенция – это профессиональное умение или личное качество, подкрепленное личной мотивацией, которое проявляется в наблюдаемом поведении. Только если человек демонстрирует определенное поведение, что-то определенное делает, можно говорить, что у него есть определенная компетенция. Одних только знаний или представлений еще недостаточно, чтобы назвать это компетенцией.
Разные роли в компании требуют разных коммуникативных навыков.
Если человеку доверили корпоративное обучение, от него ждут определенных коммуникативных навыков. Каких?
Прежде всего такой человек должен уметь понятно говорить. Ясно и связно излагать свои мысли. Каждая фраза тренера должна быть логичной, речь должна быть плавной. Он должен владеть интонациями, грамотно делать паузы, умело использовать в своей речи метафоры.
Кроме этого нужно еще владеть языком тела. Такие незаметные на первый взгляд мелочи, как в нужный момент раскрыть глаза пошире, кивнуть в знак согласия или покачать головой – все это невербальная коммуникация, которая усиливает влияние на собеседника и входит в перечень необходимых коммуникативных навыков человека, который занимается обучением других людей.
Известно, что 70% информации человек получает не через слова, а через жесты, паравербалику и другие способы коммуникации.
Человеку, который проводит корпоративные тренинги и занимается обучением сотрудников, важно также уметь понятно писать на флипчарте, использовать разные фломастеры, выделять главное и упрощать сложное – все это тоже навыки коммуникации.
Возьмем теперь, к примеру, секретаря. Навыки коммуникации ему нужны немного другие. Для секретаря важно уметь говорить понятно, ясно, четко, лаконично, потому что ни у кого нет много времени слушать долгие объяснения и долго разбираться в сказанном. Метафоричность – для секретаря уже лишнее, тогда как для тренера это один из важнейших навыков.
Тренеру нужно донести знания так, чтобы они запомнились, секретарю необходимо быстро понять посетителя и помочь ему.
Секретарю будут полезны навыки работы с возражениями, конструктивного отказа. Все это тоже коммуникативные навыки.
Важны для секретаря также навыки письменной коммуникации. Оформление делового письма, знание правил его составления, понимание, чего точно не должно быть в деловом письме.
Навыки коммуникации руководителя – совсем другие. Руководителю необходимо зажигать свою команду. Для этого он должен научиться строить фразы так, чтобы сотрудники понимали, что их цели связаны с целями компании, что необходимо объединиться, чтобы всем было хорошо, и что их работа имеет смысл. Руководителю прежде всего необходим навык влияния, который тоже относится к коммуникативным навыкам.
Руководителю также нужно уметь проводить сложные переговоры, общаться с важными клиентами. Речь не только о переговорных техниках (торговаться, выходить на вин-вин и прочее), но прежде всего об умении с помощью грамотно построенных фраз, невербалики и правильного тона создавать образ эксперта, надежного партнера.
Таким образом, в зависимости от должности, набор коммуникативных навыков будет разным.
Понятие «ключевые коммуникативные навыки» следует рассматривать не как универсальный и строго очерченный перечень определенных умений, а как определенный набор умений для каждой конкретной должности, роли или задачи.
Набор необходимых компетенций определяется по результату ассессмента, зависит от задач и уровня того или иного сотрудника.
Коммуникативное поведение будет по-разному проявляться на разных уровнях профессионального развития сотрудника. Начинающему тренеру будет сложно делать логические мостики между темами, молоденькая офис-менеджер, которая только вчера закончила вуз, может испытывать трудности при необходимости вежливо отказать по телефону. Для всего этого нужен опыт или качественные предварительные тренировки с опытным бизнес-тренером.
Некоторые навыки тренируются сложнее, некоторые легче, к тому же у разных людей разная предрасположенность к тем или иным навыкам. Для начала развития навыков важно понять, на каком уровне находится человек. Чтобы определить текущий уровень, используют такой инструмент как ассессмент. Ассессмент-центры (или центры оценки, центры развития) предлагают программы, позволяющие человеку проявить свои навыки таким образом, чтобы их можно было оценить – сделать замеры.
Для тренировки коммуникативных навыков предварительная оценка текущего уровня необходима.
Определенный навык коммуникации может находиться только на уровне развития. Это нетрудно определить. В простых ситуациях сотрудник отлично справляется со своими коммуникативными задачами. Простыми для него будут ситуации, которые уже раньше встречались. Но стоит произойти чему-то новому – и человек теряется, начинает действовать так, будто у него и вовсе нет коммуникативных навыков. Начинающий сотрудник в профессиональном развитии находится на уровне Исполнитель – умеет следовать заданным алгоритмам, а новое выбивает его из колеи. Но со временем он переходит на следующий уровень.
Следующий уровень – Специалист: сотрудник проявляет свой навык в разных, в том числе и новых, ситуациях.
Следующий уровень – Эксперт – позволяет сотруднику не только умело проявлять свои коммуникативные навыки, но научить этому других. Эксперт способен проявлять навыки даже в ситуациях, которые выходят за рамки профессии или должности.
К примеру, если тренер в совершенстве владеет коммуникативными навыками, он не только умело применяет их в ходе передачи знаний обучающим, но и отлично выступит перед собранием топ-менеджеров или на ответственной конференции, пользуясь своим экспертным уровнем и не теряясь в новой для него ситуации.
Есть также уровень, о котором можно говорить как об отсутствии компетенции. Причем такие специалисты могут занимать высокие должности. К примеру, руководителем стал лучший технический специалист, который лучше всех выполнял свою работу, но не владеет навыками коммуникации. Без коммуникативных навыков такой специалист либо выражается невнятно, либо применяет неуместные коммуникативные приемы – проявляет агрессию, например, там, где уместно было бы проявить дружелюбие, или оставляет подчиненных наедине со сложной задачей там, где стоило бы провести с ними обучение.
Если в вашей компании нет процедуры, которая оценивает коммуникативные навыки, скорей всего и без нее вы сможете многое определить. Вы можете выяснить, какие навыки каким специалистам нужны для общения с людьми, мотивации команды или для переговоров. Для этого нужно начать наблюдать за сотрудниками и фиксировать свои предположения и выводы.
Если хотите оценить себя, зафиксируйте, каких навыков вам не хватает и в каких случаях – в какие моменты при выполнении своих обязанностей или просто в жизни – вы испытываете трудности и какие именно.
После того, как станет ясно, чего не хватает для решения задач и достижения целей, можно планировать приобретение необходимых компетенций. Каждый из навыков приобретается в ходе обучения под руководством тренера. Придется потрудиться, но оно того стоит! Наличие коммуникативных навыков обеспечивает психологический комфорт вам и окружающим, позволяет эффективно организовать совместную деятельность, помогает реализовать себя социально.
Наряду с коммуникативными, сотруднику для выполнения своей работы нужно немало и других навыков, тоже связанных с коммуникацией.
Разбираем со Светланой в качестве примера одну из реальных ситуаций, чтобы она как эксперт в ассессменте определила, какие компетенции следует приобрести специалисту, какой тренинг для него должна заказать компания и какие навыки коммуникации желательны или необходимы в подобных ситуациях.
Ситуация. В компанию пришел новый менеджер проекта, которому тут же поручили провести презентацию для заинтересованных лиц. Презентация была подготовлена, люди собрались, несмотря на высокую занятость и сложности с согласованием графика. Непросто было собрать всех в одном месте и в одно время. Однако с самого начала выяснилось, что собравшиеся не знакомы с предметом обсуждения, а цель встречи поняли иначе. Подготовленная презентация в текущем виде не имела смысла. Менеджер отложил презентацию и просто познакомился с участниками, проведя отведенное для презентации время в легком бесцельном разговоре на общие темы. Как следовало бы поступить в таком случае и что принесло бы больше пользы?
В данном случае, объясняет Светлана Лукьянова, инициатору были бы полезны не только коммуникативные, но и ряд сопутствующих навыков. Прежде всего в такой ситуации понадобятся компетенции принятия решений и принятия изменений.
Важно уметь структурировать процессы, которые происходят через речь. Когда презентация выпала из процесса, структуры не стало. В этой ситуации был бы полезным навык фасилитирования. Этот навык позволяет не просто разговаривать, а управлять общением.
Люди могут разговаривать о чем угодно, фасилитатор может поддерживать общение и идти за ними, но в какой-то момент он скажет что-то наподобие: я сейчас слышу важную информацию, давайте ее зафиксируем, чтобы отталкиваясь от нее, развивать наше обсуждения дальше.
В приведенном примере специалисту не хватило экспертного уровня управления информацией. Способность переключаться, принимать решения и контролировать процесс позволяла бы более рационально воспользоваться возможностью провести обсуждение со стейкхолдерами проекта, которых нелегко собрать.
На завершение – полезный совет. В системе корпоративного обучения обязательно должен быть курс по коммуникативным навыкам для руководителя и по навыкам фасилитирования. Можно купить готовые курсы или заказать индивидуальную разработку – главное, понимать важность этих навыков для получения нужного результата и бережного отношения к своим ресурсам.