О чем мы чаще всего говорим, оценивая и компанию, и каждого сотрудника? Об эффективности. Напомним: эффективность – это способность меньше тратить для получения требуемого. Если оценивать эффективность каждого отдельно взятого сотрудника, то нужно будет оценить его умения, знания, способности, психоэмоциональные свойства и наклонности.
На это и обращают внимание компании, оценивая очередного соискателя. Эти параметры называют компетенциями, из которых как из атомов «собирается» профессиональная квалификация, которая и оценивается в конечном итоге работодателем.
Рассмотрим, как происходит эта оценка в разных странах.
Преобладающим подходом в США является рассмотрение квалификации как суммы компетенций. Такой подход наблюдается в большинстве зарубежных стран.
В системе сведений о профессиях используется два ключевых принципа:
Компетенции в описании той или иной квалификации подаются просто и лаконично, например:
Все компетенции в национальной системе O*NET разбиты на укрупненные блоки:
У каждой компетенции свой вес от 0 до 100, соответствующий релевантности того или иного навыка, знания или способности для определенной профессии.
Этот «вес» устанавливается на основе опросов, проводимых среди сотрудников, занятых в компаниях на соответствующих позициях, а также профильных экспертов и экспертных объединений.
Вероятно, составляя тот или иной курс для сотрудников или выбирая бизнес-тренинг, специалисты по обучению и развитию учитывают значимость той или иной компетенции для должностей сотрудников, которых планируется обучать. При выборе играет роль требуемый и текущий показатели по каждой компетенции.
В Евросоюзе действует своя собственная система мониторинга компетенций и прогноза основных показателей рынка труда (CEDEFOP). Существует ресурс Skills Intelligence, который ориентируется в основном на европейские страны. Там можно найти перечень навыков с показателями значимости каждого для каждой сферы. Видимо, в странах Европы ориентиром для развития систем корпоративного образования являются прогнозы CEDEFOP.
Работа, проведенная в России, получила свое отображение в профессиональных стандартах, разработанных отраслевыми экспертами и экспертными объединениями. Стандартны утверждаются профильным министерством, компетенции в них представлены укрупненными блоками, а всего таких стандартов на сегодня около 1500.
Есть ли что-то общее в перечне самых важных навыков в системах оценки навыков разных стран?
Во всех странах самый высокий интерес сейчас представляют soft skills, не связанные напрямую с какой-либо профессией. Основные направления популярных навыков связаны с качеством выполнения своей работы, высокой производительностью, социализацией и успехом в карьере. Это такие навыки, как:
Большинство работодателей ждут именно таких качеств от своих сотрудников.
Составляются различные перечни навыков, востребованных рынком труда, среди которых можно встретить разный набор гибких навыков. Вот некоторые из них.
Навыки для успешной карьеры от Training Express:
Indeed повторяет самые востребованные навыки от Training Express и добавляет к ним еще такие:
Перечни востребованных навыков влияют на тренды обучения. Во-первых, потребность в гибких универсальных навыках рождает множество открытых бизнес тренингов онлайн, которые будут полезны сотрудникам предприятий самых разных сфер, во-вторых, универсальность этих курсов способствует развитию онлайн-обучения и его совершенствованию. В свете процессов трансформации, которые наблюдаются по всему миру, появляются новые гибкие навыки, например, навык цифрового нетворкинга или навык управления человеческим капиталом.
Появляются новые форматы обучения и освоения навыков. Наряду с привычными тренингами, конференциями и семинарами развиваются молодые форматы:
Эти форматы приобретения навыков называют спонтанными или информальными и они становятся все популярнее.
Информальные они потому, что не располагают четкими планами и целями, не предусматривают контрольные мероприятия и не предполагают сертификатов. Зато существуют оценочные инструменты, позволяющие подтвердить результат подобного обучения.
Нашли среди компетенций важные и нужные для своих сотрудников? У нас можно заказать тренинг, а также купить готовые тренинги или деловые игры в коробке.