Блог
15.07.23

Как повысить эффективность дистанционного обучения и приблизить ее к показателям очного?


Вы спрашиваете – мы отвечаем. Разбираемся, какие стратегии и методы подойдут для повышения эффективности онлайн-обучения, и приводим реальные примеры. Советы дает Олег Косчинский.

Ответ в аудиоформате - в ТГ-канале.

В статье:

Как повысить эффективность дистанционного обучения и приблизить ее к показателям очного?| Закажите эффективный бизнес тренинг в ManGO! Games
Как повысить эффективность дистанционного обучения и приблизить ее к показателям очного?| Закажите эффективный бизнес тренинг в ManGO! Games
Примером удачного использования онлайн-инструментов может служить успешный кейс онлайн-обучения «Три навыка» для Kimberly-Clark. Разберем, что нам помогло в рамках этого курса повысить эффективность дистанционного формата.

1. Интерактивные инструменты

Интегрируйте интерактивные инструменты и платформы в процесс обучения. Они позволяют учащимся активно участвовать в уроках и взаимодействовать с материалами. Это могут быть видео-конференции, чаты, форумы для обсуждений, викторины (например, на myQuiz), интерактивная доска Miro, деление на комнаты – все, что стимулирует активное участие, а не пассивное наблюдение.

Типичная ошибка при переходе в онлайн – использовать только возможности вебинара: «говорящая голова» + слайды + чат. Чем больше интерактивных инструментов вы будете использовать – тем больше удастся вовлечь каждого участника в процесс.

Интерактивные инструменты – это инструменты, позволяющие участнику взаимодействовать с учебным материалом, с тренером или с другими участниками.

Когда обучение вынуждено было перейти в онлайн, мы протестировали все перечисленные инструменты в ходе обучения онлайн-тренеров, после чего они не раз доказали свою эффективность в рамках обучающих программ для наших клиентов. Правда, ограничением могут быть ваши платформы. Если ваша площадка позволяет только транслировать видео, показывать слайды и писать в чат, то чуда не будет – эффективность «дистанционки» будет довольно низкой. Чтобы получить эффект, необходимо инвестировать в платформу и в интерактивные инструменты, которые позволят поддержать интерес и вовлечение людей.
Как повысить эффективность дистанционного обучения и приблизить ее к показателям очного?| Закажите эффективный бизнес тренинг в ManGO! Games

2. Структурирование материалов

Обеспечьте ясную структуру и организацию материалов для учащихся. Предоставьте им четкие инструкции, упорядоченные модули или уроки, разбейте материалы на мелкие и легко усваиваемые части. Это поможет учащимся лучше ориентироваться и охватывать материалы постепенно.

Представьте ситуацию. Вы готовите онлайн-тренинг. Уже подобрали материалы и разложили их по занятиям. Вдруг приходит ваш начальник и предлагает включить в тренинг еще несколько тем, которые добавят еще слайдов в презентацию и потребуют времени. HR-директор тоже просит включить в мероприятие несколько важных моментов о корпоративных ценностях. Что получится в итоге? Слайдов много, части материала слишком объемные, и совсем не уделено внимание тренировке.

Тренинг нужен для того, чтобы дать людям возможность потренироваться, чтобы они вышли из тренинга, хорошо поработав и получив определенные навыки.

В книге одного корпоративного тренера приводится интересный пример о том, как мальчик сменил трех преподавателей по фортепиано, так и не научившись играть. Секрет был в том, что он каждого учителя хвалил за хорошую игру и просил играть еще и еще. В результате каждый урок проходил без практики – ученик просто слушал и наслаждался хорошей игрой.

Если тренировка не будет предусмотрена, в лучшем случае ваши участники получат удовольствие от контента – если контент получится интересным. Если контент окажется скучным – они просто проспят это время.

Материалы необходимо структурировать под онлайн-формат. Что это значит? Наличие проблематизации, не более 10 минут теории, причем, небольшими порциями, желательно с интерактивом, четкая и понятная инструкция по практике, практика, обратная связь. Итерации в онлайне должны быть короче, чем в очном формате. Это должны быть простые мелкие легко усваиваемые части, иначе уже через 5-7 минут вы потеряете внимание участников – они просто выпадут из процесса.

Важно, чтобы тренинг был построен таким образом, чтобы участник не мог надолго покинуть его, чтобы ему постоянно нужно было что-то писать, куда-то переходить, что-то нажимать или участвовать голосом.
Как повысить эффективность дистанционного обучения и приблизить ее к показателям очного?| Закажите эффективный бизнес тренинг в ManGO! Games

3. Вариативность методов обучения

Разнообразьте методы обучения, используйте различные форматы и подходы. Включите в учебный процесс видеоуроки, аудиозаписи, текстовые материалы, интерактивные задания и другие форматы, чтобы учащиеся имели возможность выбрать наиболее эффективные способы для своего обучения.

В антипример можно привести одно очное мероприятие – тренинг от зарубежных коллег. Это было четыре тренинговых дня с четырьмя темами каждый день: 16 тем по 16 компетенциям. Каждая тема длительностью 90 минут. Казалось бы, 4 темы по 90 минут каждая – это не так и много для целого дня, тем более что обучение очное. Однако был у программы один существенный минус: отсутствие вариативности.

Каждый модуль был реализован в соответствии с моделью Колба: была и проблематизация, и теория, и практика, и обратная связь. Казалось бы, все правильно. Но каждый блок всегда был организован одним и тем же образом: проблематизация только через короткое видео, теория исключительно через слайды, а практика – через обсуждение.

Это уныло даже в очном формате, в онлайн-версии подобное просто недопустимо. Вывод: не располагайте встык одно и то же. Используйте различные форматы и подходы. Используйте видео, аудиоуроки, тестовые материалы, интерактивные задания, предлагайте задания в парах, в группах, в мини-группах, все вместе, меняйте форму сбора материала – через голосование в Zoom, с помощью AhaSlides.
Как повысить эффективность дистанционного обучения и приблизить ее к показателям очного?| Закажите эффективный бизнес тренинг в ManGO! Games

4. Регулярная обратная связь

Предоставляйте регулярную обратную связь учащимся по их прогрессу и выполненным заданиям. Это поможет им оценить свои успехи и обратить внимание на возможные области для улучшения. Также обеспечьте возможность задавать вопросы и получать ответы, чтобы поддерживать активное взаимодействие и участие.

5. Взаимодействие с преподавателем

Создайте возможности для личного взаимодействия учащихся с преподавателем, например, через онлайн-консультации, сеансы вопросов и ответов, групповые дискуссии и т. д. Такое взаимодействие помогает учащимся получить дополнительную поддержку и разъяснения, а также создает ощущение присутствия преподавателя.

Тренинг – это событие, а обучение – это процесс. В ходе тренинга участники получают обратную связь, а если между тренингами будут предусмотрены определенные события с командными заданиями, контролем прогресса и обратной связью, это будет и более интересно, и более полезно.

Вебинар менее эффективен именно потому, что это в основном односторонняя коммуникация. Создайте возможности для взаимодействия с преподавателем – онлайн-консультации, сеансы вопросов и ответов, чат с тренером и админподдержка между синхронными занятиями.
Как повысить эффективность дистанционного обучения и приблизить ее к показателям очного?| Закажите эффективный бизнес тренинг в ManGO! Games

6. Сотрудничество и обмен опытом

Поощряйте сотрудничество и обмен опытом между учащимися. Это может быть достигнуто через групповые проекты, форумы для обсуждений, виртуальные команды или партнерскую работу. Взаимодействие и обмен идеями помогут создать более активную обучающую среду и расширить учебный опыт.

Для повышения активности мы при подготовке обучающих мероприятий заготавливаем «консервы» – блоки информации, часто провокативной, вызывающей разные мнения и живую дискуссию. Такой подход помогает поддерживать материал и способствует его запоминанию за счет перевода информации из «короткой» памяти в «длинную».

Повысит эффективность обучения и командная работа. В нашей практике хорошо показала себя разбивка участников на команды и геймификация – начисление баллов не только за индивидуальные успехи и участие, но и за командные достижения. При таком подходе в каждой команде из 5-7 человек появляется неформальный лидер и участники учатся достигать командных результатов. Такая командная геймификация отлично работает в дистанционном формате. Еще эффективнее – если командные результаты фиксируются, публикуются, доступны руководителям.
Как повысить эффективность дистанционного обучения и приблизить ее к показателям очного?| Закажите эффективный бизнес тренинг в ManGO! Games

7. Оценка и измерение успеха

Установите четкие критерии оценки и измерения успеха для учащихся. Обеспечьте прозрачность в отношении критериев оценки и процедур, и предоставьте обратную связь по оценке успеха. Это поможет учащимся понять свой прогресс и мотивировать себя к достижению поставленных целей.

Баллы можно начислять за хорошую подготовку, за активное участие в синхронах, за выполнение домашних заданий, которые обязательно должны быть связаны с работой.
Обучение должно помогать решать рабочие задачи.

8. Анализ данных

Собирайте данные о прогрессе учащихся, уровне удовлетворенности, участии и других показателях эффективности обучения. Анализируйте эти данные, чтобы идентифицировать области с наибольшим прогрессом или потенциальными слабостями, и используйте полученную информацию для улучшения процесса обучения.

Комбинируйте эти стратегии и методы – и вы не только повысите эффективность дистанционного обучения и приблизите его результативность к показателям очного формата, но и создадите ряд преимуществ онлайн-обучения, которых нет в офлайне.
Ответ в аудиоформате - в ТГ-канале.
Основные тренды от Олега Косчинского
О чем мы узнали на выставке в Лондоне
Задать вопрос эксперту
Отправляя вопрос, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных
Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных