Чему обучать и как развивать сотрудников в 2023-м? Как раньше уже неактуально, что будет актуально – неясно.
Во-первых, какой формат выбирать? Обучать ли всех удаленно, если компания работает в формате гибридного офиса? Уже этот вопрос заставляет задуматься. Кто-то, не определившись, решил сделать паузу и немного выждать. Однако бесконечно ждать не получится, многие поняли: без онлайн-формата обойтись вряд ли удастся, поэтому либо онлайн, либо смешанный формат. Причины удаленного обучения будут только добавляться: релокация, экономия, необходимость социального дистанцирования.
Представить онлайн-формат и смешанный формат обучения с использованием информационных технологий можно. Это онлайн-тренинги, вебинары, онлайн-воркшопы, использование чат-ботов.
Однако мы размышляем с точки зрения привычных моделей обучения, а они начинают уступать место новым. То есть, совсем новым.
Мало выбрать онлайн-формат, нужно еще решить, какой из онлайн-форматов будет наиболее оптимальным, а также чему и как обучать.
Среди трендов корпоративного обучения персонала основным за последние годы можно назвать переход в онлайн. В онлайне уже научились не просто начитывать лекции и проводить вебинары, но и качественно проводить онлайн-тренинги, поддерживая групповую динамику в сессионных залах и получая высокую вовлеченность и результативность.
В онлайне можно провести деловую игру, фасилитацию, симуляцию, организовать ассессмент. Качество таких мероприятий не ниже, чем в офлайне, к тому же у онлайна по сравнению с офлайном есть ряд преимуществ.
Еще один тренд, который коснулся всех сфер жизни, в том числе и корпоративного бизнес обучения, – ускорение. Времени на неспешное развитие уже нет. Поэтому компаниям стоит обратить внимание на форматы точечного быстрого обучения с помощью чат-ботов. Чат-боты позволяют проводить обучающие марафоны в короткие сроки, фиксировать статистику по каждому учащемуся, отслеживать качество обучения по каждому, и формировать отчеты для HR, попутно формируя базу знаний.
Если переход в онлайн – тренд закономерный, а чат-бот – вполне ожидаемый переход к автоматизации процесса, то отказ от потокового обучения стал самым неожиданным трендом обучения.
Казалось бы, усложнению сейчас не место, индивидуальные программы – это дороже и проблематичнее. Тем не мене общий тренд на персонализацию проявился и в корпоративном обучении. В офис вернулись не все, отношения между сотрудниками и владельцами заметно изменились, компании все больше смотрят в сторону партнерской модели. А это значит, у исполнителей становится больше ответственности. Людям нужно нести персональную ответственность и за свою работу, и за свое образование.
Обучение при таком подходе становится необязательным. Более качественное обучение становится добровольным, причем, каждый сам выбирает, какие навыки хотел бы развивать, выстраивая свою индивидуальную программу обучения. Таким образом, в компаниях сокращается количество общих корпоративных тренингов, появляются хорошо спланированные индивидуальные учебные программы, а участие в плановых учебных мероприятиях все чаще становится необязательным.
Тренд на горизонтальные структуры наметился не вчера, но с наступлением перемен такой подход стал все более оправданным.
Растет роль лидера как носителя корпоративной культуры, способного работать с командами, мотивировать и вовлекать. Поэтому компании уделяют серьезное внимание обучению руководителей с целью повысить уровень их зрелости и осознанности, научить руководителя работать с командой на уровне смыслов.
Цель компаний – получить руководителя-амбассадора корпоративной культуры, умеющего управлять по ценностям.
Уже не новый, но не сдающий позиции тренд на микрообучение, по мнению специалистов, продолжает рост, поскольку причины его появления остаются с нами: изобилие информации, недостаток времени, сжатые сроки.
Видеоуроки по 2-3 минуты остаются актуальными и востребованными. Самый эффективный вариант – 3 минуты урок, содержащий только одну ключевую мысль, по окончанию – короткий тест на закрепление из 3-5 вопросов.
Тренду уже с десяток лет, но он только укрепляется. Все так меняется, а изменения, которые должны произойти в компании, нужны настолько быстро, что необходимо выбирать форматы, сокращающие время обучения и позволяющие быстро переосмыслить необходимость в новых знаниях. Для этого участников окунают в активный опыт, способный «изменить настройки». Деловые игры до, после и в процессе обучения – отличная возможность ускорить трансформацию.
Для закрепления материала уместно использовать симуляции – решение кейсов, в которых можно воспроизвести рабочие ситуации. Знания таким образом сразу отрабатываются на практике.
Растущий тренд, который тоже легко обеспечивается деловыми играми. Недостаток взаимодействия между отделами особенно остро проявился в ковидный период, после чего вырос запрос на командные сессии и игры на кросс-функциональное взаимодействие. Мероприятия по кросс-функциональному взаимодействию вполне можно встроить и в программы обучения.
Необходимость экономить ресурсы и успевать за происходящими изменениями требует развития внутренней экспертизы. Это позволяет своевременно развивать сотрудников. В ушедшем году многие компании решали вопросы развития сотрудников своими силами, эта тенденция будет расти. Чтобы получить от такого подхода больше пользы – важно своевременно обращаться к внешним консультантам.
Новая тенденция в развитии и обучении персонала – куратор контента, который занимается сбором, обобщением и отсеиванием обучающего материала. Это помогает получать качественный контент в мире избытка информации.
Онлайн-обучение уже не пугает, его внедрили в большинстве компаний и убедились, что это задача посильная. Однако многие компании не получили должного качества обучения. Чаще всего по следующим причинам:
Развивайте свою компанию и обучайте своих сотрудников с максимальной скоростью и эффективностью, экономьте на развитии внутренней экспертизы. У нас можно заказать деловую игру, фасилитацию, программу обучения, тренинг тренеров, а также купить игры в коробках, которые вы сможете проводить самостоятельно в своей компании.