Блог
24.03.23

Проектирование образовательных решений: популярные модели

Что учитывать, чтобы грамотно создавать курсы для сотрудников, разрабатывать системы корпоративного обучения? Принципы педагогического дизайна. Разберемся, что это, зачем, и нужно ли все это в текущей ситуации непрекращаемых перемен и нестабильности.
Популярные модели образовательных решений | Качественное бизнес обучение ManGO! Games
Популярные модели образовательных решений | Качественное бизнес обучение ManGO! Games
Рекомендуем
Как понять, что электронные курсы будут полезны вашей компании? Заполните чек-лист и проанализируйте количество ответов. Возможно, вы увидите новые возможности для своего роста.
Скачать чек-лист!

Что такое педагогический дизайн? Давайте разберемся в этом термине, учитывая, что сейчас в терминах, связанных с педагогическим дизайном и методологией наблюдается большая путаница.

Педагогический дизайн, педагогика и андрагогика

Педагогический дизайн – это систематический подход к разработке образовательных решений. Он предусматривает принципы и теории, позволяющие обеспечить высокое качество обучения, в этом его цель и смысл.

Педагогический дизайн относится к научным дисциплинам.

У педагогического дизайна есть цель – достичь требуемых результатов обучения и обеспечить применимость полученных знаний на практике.

Педагогический дизайн связан с педагогикой и андрагогикой (обучение взрослых), а педагогическим дизайнером называют методолога, который разрабатывает способы реализации образовательных решений. Такой специалист действует системно, ориентируясь на результат, соответствующий потребностям и возможностям целевой аудитории.

Методология в свою очередь – это система принципов и вариантов организации обучения для получения нужного результата. Методологией называют также упорядоченное описание этой системы.

Педагогический дизайн (у нас используют сокращенный термин «педдизайн») имеет много определений. Самым понятным нам кажется определение педагогического дизайна как систематизированного подхода к проектированию образовательного продукта.

Суть педагогического дизайна – в проектировании инструкций и подходов к созданию образовательных продуктов.

Педагогические дизайнеры обычно занимаются созданием онлайн-курсов, очных занятий, смешанных программ обучения, разрабатывают учебники и пособия. Но их задачи намного шире – они не просто призваны проектировать учебные курсы и разрабатывать учебные материалы, но сделать это в соответствии с методическими принципами.

Педагогический дизайнер должен решать, какой уровень сложности должен быть у контента, какие темы должны войти в курс и в каком формате их лучше подать. Самое главное, что он должен решить, – как сделать, чтобы курс был интересным для участников, был не сильно тяжелым и не совсем легким, чтобы участники освоили нужные им знания и навыки.

С английского design переводится как конструирование, проектирование. Объектом проектирования в педагогическом дизайне выступает образовательный продукт – обучение.

Требования к педагогическому дизайнеру

Сегодня педагогический дизайнер должен не просто знать, каким должен быть курс или тренинг, он должен применять принципы продуктового подхода, то есть, разрабатывать курс как продукт.

Основные знания, которыми должен владеть педагогический дизайнер:

  • Теории обучения (бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм, социально-когнитивная теория) и методологические принципы проектирования. Дизайнер не действует наугад, а исходит из конкретных знаний.
  • Особенности целевой аудитории и принципы подбора форматов и инструментов под целевую аудиторию.
  • Знание моделей педагогического дизайна (ADDIE, SAM), моделей проектирования логики обучения («Цикл Колба», 4C/ID, обучение «от успеха», «от проблемы», «от вызова»), моделей мотивации на курсе (SSDL, ARCS-V).

Какие же задачи выполняет педагогический дизайнер и каких ключевых компетенций требует такой специалист?

Педагогический дизайнер:

  • Определяет потребности в обучении. Он изучает целевую аудиторию, определяет пробелы в знаниях, выявляет желаемые результаты.
  • Выбирает оптимальный подход к обучению. Результаты анализа нужны, чтобы выбрать лучший в данном случае подход. Иногда это мощная обучающая программа, а иногда достаточно и краткой памятки или инструкции.
  • Занимается разработкой образовательной программы. Если необходима образовательная программа, он продумывает ее формат и подбирает оптимальные методы.
  • Готовит учебно-методические материалы. Для учебных занятий он подбирает задания, понятные аудитории, близкие к реальным ситуациям, с которыми участники сталкиваются в своей жизни. Это помогает подходить к выполнению заданий осознанно.
  • Взаимодействует со стейкхолдерами. Это и заказчики обучения, и тренеры, и эксперты в предметной области, и лидеры команд. Всем им нужно объяснить выбор, обосновать контент и необходимость его переработки.
  • Оценивает результаты обучения. Чтобы знать, достигнута ли цель, и двигаться в сторону улучшения, нужно анализировать результаты.

Методолог, методист и педагогический дизайнер

Часто не понимают разницы между методологом, методистом и педагогическим дизайнером.

Методист – это специалист, который планирует обучение или помогает преподавателям (тренерам) в подготовке учебных курсов.

Методолог – это специалист, разрабатывающий методологию, которую использует методист.

Педагогический дизайн – относительно новое для нас слово, во многих компаниях нет должности педагогического дизайнера. Многие задачи педагогического дизайнера выполняют методологи, методисты или HR-специалисты.

Как появился педагогический дизайн

Многие думают, что педагогический дизайн – это что-то новое, что-то об онлайн-курсах, о новом подходе к корпоративному обучению, считают, что в школе все по-прежнему и там точно нет никакого педагогического дизайна.

На самом деле это не новое. Педагогический дизайн берет свое начало со статьи американского психолога-бихевиориста Берреса Фредерика Скиннера «Наука обучения и искусство преподавания» и разработки «Таксономия Блума» Бенджамина Блума от 1956 года, которая дала старт педагогическому дизайну.

В 1965 году появилась книга Роберта Ганье «Условия обучения», в которой были описаны девять событий преподавания. Этот подход и стал основой того подхода к педагогическому дизайну, который мы используем сейчас. Принципы педагогического дизайна – это принципы, предложенные Робертом Ганье.

Как только появилось первое электронное обучение, появилась и практика быстрого прототипирования в разработке цифровых продуктов. Она была применена и к цифровым курсам.

В начале текущего столетия возможности онлайн-обучения значительно расширились, и в сфере обучения началось стремительное развитие. Тогда педагогический дизайн и начал становиться известным. Менялось понимание педагогического дизайна, поскольку менялся и сам подход к обучению. К примеру, раньше учащийся воспринимался как пассивный участник, по отношению к которому применяются методы и приемы, теперь это – активный участник и соавтор процесса обучения.

Сегодня считают важным анализировать поведение учащихся, учитывать их опыт, чтобы обучение становилось еще более эффективным. Так появляются новые профессии и понятия. UX-дизайн и педагогический дизайнер = дизайн образовательного опыта (Learning Experience Design — LXD). Появились дизайнеры образовательного опыта, которые, в отличие от педагогических дизайнеров, проектируют не только материалы, но и взаимодействие в ходе обучения, всю образовательную среду.

Самое основное

Рассмотрим самое важное и основное, что должен знать о применении педагогического дизайна разработчик курсов.

Во-первых, при разработке курса важно учитывать, что информация должна передаваться в доступной для учащегося форме.

Но есть кое-что важнее, чем сама передача информации – применяемость материала на практике. Достичь этого помогают принципы педагогического дизайна:

  • Привлечение внимания.
  • Объяснение задач и целей обучения.
  • Обращение к имеющимся знаниям ученика.
  • Представление материала.
  • Руководство обучением.
  • Закрепление знаний на практике.
  • Обратная связь.
  • Оценка успеваемости слушателей.
  • Применение полученных знаний в новых ситуациях.

Как происходит проектирование образовательного решения

Существует множество моделей разработки обучающих решений. Любая модель представляет собой последовательность процедур, выполняемых поэтапно. Каждая процедура имеет свои задачи, свои методы и инструменты.

Ни одна модель никак не привязана к какому-либо рабочему месту. Они позволяют спроектировать и корпоративное обучение, и бизнес-тренинг для конкретной задачи, и дополнительное образование для взрослых или школьников.

Перечислим самые популярные модели педагогического дизайна:

  • Модель ADDIE (analysis, design, development, implementation, evaluation).
  • Модель последовательных приближений (SAM — Successive Approximation Model).
  • Модель обратного дизайна (backward design, understanding by design).
  • Модель Дика и Кэри (Dick and Carey Model).

ADDIE считается классической моделью. Этапы этой модели:

  • анализ,
  • проектирование,
  • разработка,
  • внедрение,
  • оценка.

В последние годы отдают предпочтение гибким моделям, поэтому все более популярной становится модель последовательных приближений Майкла Аллена (SAM). При гибких подходах прототип создается максимально быстро, по ходу проверяется, пересматривается, совершенствуется, пока все заинтересованные стороны не будут удовлетворены.

Рассмотрим каждую модель подробнее.

Модель ADDIE

ADDIE — это линейная стандартная модель из пяти этапов

  1. Анализ.
  2. Проектирование.
  3. Разработка.
  4. Реализация.
  5. Оценка.

ADDIE называют моделью здравого смысла. Она логична, понятна, очевидна. Линейная структура соответствует традиционным подходам. Благодаря всему этому модель не теряет своей популярности несмотря на появление многих новых. Читайте подробнее о модели ADDIE.

Модель последовательных приближений (SAM)

SAM – одна из самых популярных альтернатив модели ADDIE.

Модель предлагает короткие повторяющиеся шаги – итерации. Каждая итерация расширяет возможности продукта, добавляя ему новые качества.

Полная модель SAM включает в себя 8 этапов:

  • 1) подготовка,
  • итеративное проектирование: 2) дизайн -> 3) создание прототипа -> 4) тестирование -> 5) сбор обратной связи,
  • итеративная разработка: 6) разработка -> 7) внедрение -> 8) оценка.

Читайте подробнее о модели SAM.

Модель обратного дизайна

Модель предлагает начинать разработку с конца. Сначала поработать над пониманием желаемого результата, потом определить, каким образом можно оценить достижение этого результата, и на основе полученного представления начинать думать над форматами обучения и контентом.

Читайте подробнее о модели обратного дизайна.

Модель Дика и Кэри

Эту модель педагогического дизайна называют моделью системного подхода.

В основе модели Дика и Кэри (Dick and Carey Model) лежит связь между контентом, контекстом, поведением учащихся и методикой обучения. Подобно модели обратного дизайна, модель Дика и Кэри предполагает начало разработки с конца. Сначала определяется цель обучения, потом параллельно ведутся этапы и итерации.

Модель предполагает следующие этапы:

  • Определение целей обучения.
  • Педагогический анализ.
  • Анализ целевой аудитории и контекста.
  • Определение поведенческих целей.
  • Разработка контрольно-измерительных материалов.
  • Разработка стратегии достижения учебных целей.
  • Разработка и выбор учебных материалов.
  • Разработка и проведение формативного оценивания.
  • Оценка качества обучения.

Узнайте больше о модели Дика и Кэри.

Модель SMART

SMART (Specific, Measurable, Attainable, Relevant и Time-bound): Конкретный, Измеримый, Достижимый, Актуальный и Ограниченный во времени.

Особенность модели в том, что она обеспечивает зависимость скорости выполнения задач от правильности их формулировки. При этом не имеет значения, каким образом будут достигнуты цели.

Узнайте больше о модели SMART.

Модель ALD

Модель педагогического дизайна ALD – самая гибкая модель, отличающаяся скоростью и кооперативностью проектирования. Отлично подходит для создания курсов дистанционного обучения, в которых нужна интенсивная подача учебного материала.

Узнайте больше о модели ALD.

Если модель ADDIE позволяет создавать универсальные программы, то модели SMART и SAM упрощают и ускоряют разработку дистанционных программ, а ALD – лучший выбор для курсов узкой специализации.

Как выбрать модель педагогического дизайна

Эксперты считают, что главное в педагогическом дизайне не выбор модели, а выбор фокуса при достижении цели.

Чтобы определиться с фокусом, нужно ответить себе на вопросы:

  • Какую проблему мы собираемся решить и точно ли она решается с помощью обучения?
  • Ориентированы ли мы на педагогические принципы?
  • Смогут ли участники учебной программы применить знания на практике?

Рассмотрим каждый вопрос подробнее.

Какую проблему решаем? Иногда мы пытаемся решить обучением то, что не зависит от обучения. Продавцы не продают? Возможно, они умеют продавать, но не мотивированы делать это или делать это в этой конкретной компании. Возможно, нужно работать не с обучением искусству продаж, а с корпоративной культурой и системой мотивации. Когда выяснится, что дело именно в обучении, можно будет выбирать модель педагогического дизайна. Но предварительно нужно ответить себе и на другие вопросы.

Убедившись, что вашим сотрудникам не хватает именно знаний, убедитесь, что вы готовы применять принципы педагогики. Ориентируетесь ли вы на педагогические принципы? Готовы учитывать особенности участников программы обучения, возраст, опыт, мотивацию? Можно заказать разработку или купить готовый курс, но не достигнуть цели. Так бывает, когда не учтены педагогические принципы.

Обучение необходимо, чтобы применять новые знания и навыки на практике. Будет ли возможность у ваших участников применить на практике полученные знания? В результате обучения у них должно измениться поведение, которое нужно закрепить уже в процессе обучения. Отсюда необходимость определиться со средствами обучения – симуляции, игры, кейсы, проекты.

Сам по себе выбор модели не решит всех проблем, которые могут быть у компании. Большинство проблем связаны с отсутствием системы и осмысленности в действиях.

Важно помнить, что любой дизайн имеет своей конечной целью результат, а не процесс его достижения.

 

Закажите полный каталог игр ManGO! Games