«Лишним» был задуман пункт 4 – развитие навыка решать проблемы. Этот навык можно развивать как в формате тренинга, так и в формате деловой игры. Для остальных задач тренинг просто необходим.
Разбираем по пунктам:
1. Для внедрения новых технологий или инструментов обязательно прежде всего обучение – тренинг или адаптированная тренинговая программа. Для подкрепления этого процесса (вовлечения и закрепления знаний) можно и нужно использовать игры.
2. Если в компании решили развить новое направление, требующее переквалификации, прежде всего нужно обучить сотрудников. Для этого используют тренинги и программы, а для проблематизации и закрепления навыков используют игры.
3. Если нужно научиться решать типичные проблемы быстро – лучше всего научить решать их типичными способами, а не изобретать велосипед каждый раз. Для этого используют тренинги и программы.
✅ 4. Развить навык решения проблем можно как с помощью тренингов, так и с помощью деловых игр. Если и пока типичные проблемы еще не определены, лучше начать именно с деловой игры. Игра покажет участникам проблему, повысит мотивацию искать решение. Проблема может оказаться в отсутствии других навыков, например, в недостаточной способности коммуницировать или работать в команде. Иногда деловой игры достаточно для диагностики или развития навыка решения проблем, и это единственный пункт в предложенном списке, где можно обойтись только игрой.
5. Если нужно расширить круг обязанностей для группы сотрудников, сначала обязательно обучение в формате тренингов, мастер-классов или тренинговых программ, иначе не получится контролировать результаты.
6. Закрыть недостаток определенных знаний и навыков, которые выявлены как «узкое место» компании, подразделения или проектной группы, можно только в формате тренингов или тренинговых программ. Одной игрой не обойдись. Зато игру можно использовать как для проблематизации (первый пункт модели Колба), так и для закрепления полученных навыков.