Питер Хани и Алан Мамфорд разработали опросник стилей обучения, который выделяет четыре уникальных подхода к обучению. Каждый человек имеет свои предпочтения, когда дело касается усвоения информации. Эти четыре типа обучающихся можно условно назвать:
На любом тренинге можно встретить представителей различных стилей обучения. Это не означает, что тренер должен углубляться в индивидуальные предпочтения каждого участника. Главное – организовать программу так, чтобы каждый чувствовал себя комфортно и мог эффективно усваивать материал. Содержание и методы корпоративного тренинга должны учитывать потребности всех четырех типов обучающихся.
В чем же заключаются эти потребности и как различаются стили? Отличия проявляются в том, как люди воспринимают, усваивают и перерабатывают новую информацию, технологии и навыки. Например, на обучении некоторые участники часто запрашивают конкретные примеры, в то время как другие предпочитают схемы и структурирование материала. Третьи же с удовольствием погружаются в практические задания и игровые ситуации.
Ключевые различия в восприятии и переработке информации можно проиллюстрировать с помощью двух шкал: «действие – наблюдение» и «опыт – концептуализация». Первая шкала показывает, что одни люди лучше усваивают информацию через наблюдение и размышления, а другие – через практическое применение и примеры. Вторая шкала характеризует, что одни обучаются, анализируя конкретные ситуации, в то время как другие размышляют о том, как знания могут быть применены в различных гипотетических сценариях.
Например, «рефлексирующие» обучающиеся лучше усваивают материал, когда могут наблюдать за действиями других в определенной ситуации и анализировать их. Они предпочитают обсуждать и разбирать чужие поступки, а не действовать самостоятельно.
«Теоретики», подобно рефлексирующим, также ценят анализ, но им важно создавать общие концепции и понимать, как различные понятия могут быть применены на практике.
«Прагматики» на тренингах задают вопросы о том, как конкретные знания и навыки могут быть использованы в реальной жизни, и стремятся проработать практические действия, а не абстрактные идеи.
Наконец, «деятели» учатся через собственные действия и их анализ, стремясь опробовать различные стратегии и понять, что работает лучше всего.
Таким образом, понимание этих стилей обучения помогает сделать бизнес тренинги более эффективными и адаптированными к потребностям всех участников.
Общая характеристика
Любимый вопрос «Почему?» отражает суть подхода рефлексирующих. Эти обучающиеся учатся, наблюдая, слушая и анализируя, а также делясь своими мыслями с другими. Они стремятся сосредоточиться на значимых целях и отлично видят различные аспекты текущей ситуации. Их интересует суть вещей, и они выстраивают причинно-следственные связи. Рефлексирующие предпочитают наблюдать за действиями других, а не действовать самостоятельно, и ценят обсуждения и обратную связь. Для них важна гармония и позитивная атмосфера в группе, и они стараются способствовать сотрудничеству.
Сильные стороны:
Слабые стороны:
Благоприятные условия обучения для «рефлексирующего»:
Неблагоприятные условия обучения для «рефлексирующего»:
Общая характеристика
Любимый вопрос «А что если?» говорит о том, что деятели предпочитают обучение через опыт, включая игровые ситуации и практические задания в группе. Они с энтузиазмом воспринимают новое и любят динамику, взаимодействуя с другими участниками тренинга, активно участвуют в фасилитации. Пассивность для них не приемлема.
Сильные стороны:
Слабые стороны:
Благоприятные условия обучения для «деятеля»:
Неблагоприятные условия обучения для «деятеля»:
Общая характеристика
Любимый вопрос «Как это работает?» отражает подход прагматиков, которые учатся, применяя теорию на практике. Они ищут конкретные примеры и ориентированы на решение задач. Для них важна практическая польза знаний, а чистая теория часто кажется малополезной.
Сильные стороны:
Слабые стороны:
Благоприятные условия обучения для «прагматика»:
Неблагоприятные условия обучения для «прагматика»:
Общая характеристика
Любимый вопрос «Что?» показывает, что теоретики воспринимают информацию абстрактно и стремятся создать свои концепции. Они критически относятся к данным и предпочитают традиционные методы обучения, которые позволяют им глубже понять предмет. Теоретики ищут логические связи и обосновывают свои идеи на основе анализа и исследования.
Сильные стороны:
Слабые стороны:
Благоприятные условия обучения для «теоретика»:
Неблагоприятные условия обучения для «теоретика»:
Понимание различных стилей обучения позволяет создать более эффективную образовательную среду. Каждый стиль имеет свои сильные и слабые стороны, и важно адаптировать подходы к обучению в зависимости от потребностей и предпочтений учащихся. Это может включать использование различных методов, таких как практические занятия, теоретические обсуждения или групповые проекты, чтобы обеспечить максимальную вовлеченность и понимание материала. Учитывая предпочтения каждого типа обучающегося, можно значительно повысить качество и результативность обучения.
Когда собирается группа с участниками, обладающими разными стилями обучения, важно организовать тренинг так, чтобы он удовлетворял потребности всех. Рассмотрим, что можно сделать для командообразования на практике.
Во-первых, при проработке ключевых тем тренинга стоит включить несколько важных элементов:
Во-вторых, осознавая, что у каждого участника свой стиль обучения, тренер может быть более гибким. У него тоже есть свой предпочтительный способ восприятия информации, и это важно учитывать. Например, тренер может заранее подготовить:
Это позволит каждому участнику чувствовать себя комфортно и вовлечено в процесс обучения.
В-третьих, в своих презентациях, мини-лекциях и дискуссиях тренер может использовать различные формы аргументации, адаптируя их под разные стили участников. Например, он может использовать визуальные элементы для «теоретиков», практические примеры для «прагматиков», интерактивные задания для «деятелей» и глубокие обсуждения для «рефлексирующих». Это сделает подход более разнообразным и эффективным.
Наконец, тренер может определить свой собственный стиль обучения и осознать, какие стили ему менее комфортны. Это поможет выявить зоны для личного роста. Например, в начале своей карьеры он столкнулся с трудностями в работе с «прагматиками». Поняв это, он начал заранее готовить примеры по всем темам и уделять больше времени разбору конкретных ситуаций из опыта участников. Это сделало тренинги для «прагматиков» гораздо более продуктивными и полезными.
Таким образом, учитывая разнообразие стилей обучения, можно создать атмосферу, в которой каждый участник сможет максимально эффективно усваивать материал и применять его в своей практике.