Идеи для корпоративного обучения

Конструктивная обратная связь: принципы и примеры

Почему не везде и не всегда обратную связь применяют, используют и считают эффективной? Для начала нужно, чтобы обратная связь состоялась. Условия обратной связи:

  • Наличие источника доставки данных о человеке.
  • Готовность человека принять сведения о себе.

Поскольку человек активно меняется во время тренинга, использование обратной связи именно во время тренинга наверняка способно в разы повысить эффективность обучения. Так и есть, однако важно качество обратной связи, иначе человек не будет открыт ее принимать.

Основное правило обратной связи во время тренинга – свести к минимуму критику, а если использовать, то только относительно высказывания или поведения, а не личности. Для этого следует придерживаться правил конструктивной обратной связи.

Обратная связь принесет пользу, если придерживаться таких правил.

Принципы конструктивной обратной связи:

  • Описательность.
  • Неотсроченность.
  • Специфичность.
  • Релевантность.
  • Ориентация на изменяемые черты.
  • Нахождение в контексте.
  • Я-высказывание.
  • Адресность.
  • Конкретный источник.
  • Констатация фактов.

Приведем примеры.

  • Я отвлеклась от работы, когда ты меня перебил.
  • Ты только что…
  • Я испытываю недоумение, когда на каждый вопрос ты отвечаешь «Не знаю».
  • Ты сказал, что мечтаешь стать спортсменом. Для этого нужно развивать волю.
  • Мне тяжело продолжать рассказ, когда ты отвлекаешься.
  • Я воспринял как обиду то, что ты мог помочь, но не сделал этого.
  • В нашей группе сегодня происходит…
  • Я чувствую, что…
  • У меня сложилось впечатление, что ты отвлечен…

Это примеры удачных формулировок. Они содержат факты, отличаются адресностью, релевантны, описательны, не отсрочены.

Сравните с неудачными формулировками:

  • Ты отвлек меня, это было отвратительно.
  • А помнишь, в прошлый раз ты…
  • Ты такой странный…
  • Если бы ты увлекался математикой, ты бы понял, что для этого нужна внимательность.
  • Мне трудно с тобой общаться, у тебя восточная внешность.
  • Ты меня раздражаешь.
  • А вот некоторые в группе…
  • Все здесь чувствуют…
  • Да ты просто включись в работу!

Обратная связь не должна быть оценочной, должна предоставляться как можно быстрее, обращаться нужно не к личности в целом, и не к группе в целом. Обратная связь должна даваться от собственного лица и констатировать факты, а не представлять собой советы и назидания.

На тренинге можно использовать упражнения по обратной связи.

Упражнение «Приветствия».
  • Задача. Предложите участникам поприветствовать друг друга. Задача – охватить как можно больше участников.
  • Условия. Можно приветствовать друг друга по несколько раз.
  • Обсуждение. Как вы себя чувствовали во время упражнения? С кем приветствие вам запомнилось вам больше всего? Почему?
Идеи Бизнес-тренинги