Почему не везде и не всегда обратную связь применяют, используют и считают эффективной? Для начала нужно, чтобы обратная связь состоялась. Условия обратной связи:
Поскольку человек активно меняется во время тренинга, использование обратной связи именно во время тренинга наверняка способно в разы повысить эффективность обучения. Так и есть, однако важно качество обратной связи, иначе человек не будет открыт ее принимать.
Основное правило обратной связи во время тренинга – свести к минимуму критику, а если использовать, то только относительно высказывания или поведения, а не личности. Для этого следует придерживаться правил конструктивной обратной связи.
Обратная связь принесет пользу, если придерживаться таких правил.
Принципы конструктивной обратной связи:
Приведем примеры.
Это примеры удачных формулировок. Они содержат факты, отличаются адресностью, релевантны, описательны, не отсрочены.
Сравните с неудачными формулировками:
Обратная связь не должна быть оценочной, должна предоставляться как можно быстрее, обращаться нужно не к личности в целом, и не к группе в целом. Обратная связь должна даваться от собственного лица и констатировать факты, а не представлять собой советы и назидания.
На тренинге можно использовать упражнения по обратной связи.
Упражнение «Приветствия».
- Наличие источника доставки данных о человеке.
- Готовность человека принять сведения о себе.
Поскольку человек активно меняется во время тренинга, использование обратной связи именно во время тренинга наверняка способно в разы повысить эффективность обучения. Так и есть, однако важно качество обратной связи, иначе человек не будет открыт ее принимать.
Основное правило обратной связи во время тренинга – свести к минимуму критику, а если использовать, то только относительно высказывания или поведения, а не личности. Для этого следует придерживаться правил конструктивной обратной связи.
Обратная связь принесет пользу, если придерживаться таких правил.
Принципы конструктивной обратной связи:
- Описательность.
- Неотсроченность.
- Специфичность.
- Релевантность.
- Ориентация на изменяемые черты.
- Нахождение в контексте.
- Я-высказывание.
- Адресность.
- Конкретный источник.
- Констатация фактов.
Приведем примеры.
- Я отвлеклась от работы, когда ты меня перебил.
- Ты только что…
- Я испытываю недоумение, когда на каждый вопрос ты отвечаешь «Не знаю».
- Ты сказал, что мечтаешь стать спортсменом. Для этого нужно развивать волю.
- Мне тяжело продолжать рассказ, когда ты отвлекаешься.
- Я воспринял как обиду то, что ты мог помочь, но не сделал этого.
- В нашей группе сегодня происходит…
- Я чувствую, что…
- У меня сложилось впечатление, что ты отвлечен…
Это примеры удачных формулировок. Они содержат факты, отличаются адресностью, релевантны, описательны, не отсрочены.
Сравните с неудачными формулировками:
- Ты отвлек меня, это было отвратительно.
- А помнишь, в прошлый раз ты…
- Ты такой странный…
- Если бы ты увлекался математикой, ты бы понял, что для этого нужна внимательность.
- Мне трудно с тобой общаться, у тебя восточная внешность.
- Ты меня раздражаешь.
- А вот некоторые в группе…
- Все здесь чувствуют…
- Да ты просто включись в работу!
Обратная связь не должна быть оценочной, должна предоставляться как можно быстрее, обращаться нужно не к личности в целом, и не к группе в целом. Обратная связь должна даваться от собственного лица и констатировать факты, а не представлять собой советы и назидания.
На тренинге можно использовать упражнения по обратной связи.
Упражнение «Приветствия».
- Задача. Предложите участникам поприветствовать друг друга. Задача – охватить как можно больше участников.
- Условия. Можно приветствовать друг друга по несколько раз.
- Обсуждение. Как вы себя чувствовали во время упражнения? С кем приветствие вам запомнилось вам больше всего? Почему?