Почему не везде и не всегда обратную связь применяют, используют и считают эффективной? Для начала нужно, чтобы обратная связь состоялась. Условия обратной связи:
Наличие источника доставки данных о человеке.
Готовность человека принять сведения о себе.
Поскольку человек активно меняется во время тренинга, использование обратной связи именно во время тренинга наверняка способно в разы повысить эффективность обучения. Так и есть, однако важно качество обратной связи, иначе человек не будет открыт ее принимать.
Основное правило обратной связи во время тренинга – свести к минимуму критику, а если использовать, то только относительно высказывания или поведения, а не личности. Для этого следует придерживаться правил конструктивной обратной связи.
Обратная связь принесет пользу, если придерживаться таких правил.
Принципы конструктивной обратной связи:
Описательность.
Неотсроченность.
Специфичность.
Релевантность.
Ориентация на изменяемые черты.
Нахождение в контексте.
Я-высказывание.
Адресность.
Конкретный источник.
Констатация фактов.
Приведем примеры.
Я отвлеклась от работы, когда ты меня перебил.
Ты только что…
Я испытываю недоумение, когда на каждый вопрос ты отвечаешь «Не знаю».
Ты сказал, что мечтаешь стать спортсменом. Для этого нужно развивать волю.
Мне тяжело продолжать рассказ, когда ты отвлекаешься.
Я воспринял как обиду то, что ты мог помочь, но не сделал этого.
В нашей группе сегодня происходит…
Я чувствую, что…
У меня сложилось впечатление, что ты отвлечен…
Это примеры удачных формулировок. Они содержат факты, отличаются адресностью, релевантны, описательны, не отсрочены.
Сравните с неудачными формулировками:
Ты отвлек меня, это было отвратительно.
А помнишь, в прошлый раз ты…
Ты такой странный…
Если бы ты увлекался математикой, ты бы понял, что для этого нужна внимательность.
Мне трудно с тобой общаться, у тебя восточная внешность.
Ты меня раздражаешь.
А вот некоторые в группе…
Все здесь чувствуют…
Да ты просто включись в работу!
Обратная связь не должна быть оценочной, должна предоставляться как можно быстрее, обращаться нужно не к личности в целом, и не к группе в целом. Обратная связь должна даваться от собственного лица и констатировать факты, а не представлять собой советы и назидания.
На тренинге можно использовать упражнения по обратной связи.
Упражнение «Приветствия».
Задача. Предложите участникам поприветствовать друг друга. Задача – охватить как можно больше участников.
Условия. Можно приветствовать друг друга по несколько раз.
Обсуждение. Как вы себя чувствовали во время упражнения? С кем приветствие вам запомнилось вам больше всего? Почему?