Заказать звонок
Мы перезвоним и подробно расскажем о наших продуктах
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку персональных данных
Идеи для корпоративного обучения

Четыре базовых типа образовательной среды

На эффективность программы для корпоративного обучения влияет много факторов, один из которых - учет типа среды обучения. Как определять тип среды обучения конкретной компании? Разбираемся.


Можно купить готовую обучающую программу для своего корпоративного обучения, а можно заказать индивидуальную разработку программы. Каждая компания делает свой выбор. И в том, и в другом случае можно получить высокую эффективность, а можно и не достичь желаемых результатов. На это влияет много факторов, один из которых – учет типа образовательной среды.

4 типа образовательной среды

Светлана Лукьянова, объясняя в своем курсе для методистов теорию образовательной среды по Ясвину, рекомендует опираться на 2 полярных конструкта: Свобода/Зависимость и Активность/Пассивность. Совмещая эти категории можно получить 4 типа образовательной среды.

  1. Свобода выбора учащихся (внутренняя мотивация) + Активность (внешнее проявление участия в процессе) = Творческая среда. Поощряется активный и открытый обмен знаниями.
  2. Свобода выбора учащихся (внутренняя мотивация) + Пассивность (отсутствие обязательств) = Безмятежная среда. Предполагается индивидуальный темп, получение знаний и не поощряется, и не осуждается.
  3. Активность (внешнее проявление участия в процессе) + Зависимость от текущей повестки = Карьерная среда. В такой среде обучаются тому, что поощряется в данный момент и в данной компании. Приоритет – не столько знания, сколько самопрезентация и приверженность корпоративным ценностям.
  4. Зависимость + Пассивное послушание = Догматическая среда. Такой среде характерен строгий контроль за содержанием и процессом обучения.


Как определять тип среды обучения?

Чтобы определить среду корпоративного обучения, нужно выяснить:

  • Кто субъект обучения? Субъект ставит цели и создает контент. В качестве субъекта могут выступать сами обучаемые или тот, кто организует для них учебный процесс.
  • Как взаимодействуют между собой компания и работники? Какова степень безопасности, принятия и понимания по отношению к сотрудникам?
  • Насколько серьезно подходит компания к обучению? Удобно ли сотрудникам обучаться, достаточно ли средств и ресурсов для качественного корпоративного обучения?
  • Какой в компании стиль обучения? Кто контролирует его ход? Как эксперт реагирует на выполненные и невыполненные задания? Как обрабатывает вопросы?

Ответы на эти вопросы помогают определить степень активности и свободы сотрудников и на основе этого установить среду обучения. Методисту учитывать среду необходимо для грамотного составления обучающего курса и организации процесса обучения.

Преимущества и недостатки каждого типа среды обучения

Может возникнуть вопрос, какая среда обучения лучше. Лучше всего не мыслить подобными категориями, поскольку «лучше» и «хуже» – относительные показатели. Зато знание особенностей среды помогает понять, каким должно быть обучение, чтобы оно было эффективным, и какие требования к эффективности в каждом случае.

Догматическая среда обучения характеризуется авторитарными методами обучения и воспитания. Это жесткая дисциплина, муштра, строгий внешний порядок, слепое преклонение перед традициями и ритуалами. Она формирует пассивность и зависимость. В такой среде высокая исполнительность и приверженность тому, во что здесь верят. А верить могут во что угодно – в своего лидера, в высокое предназначение, в науку, богатство, борьбу. Важно не во что веришь, а как веришь. В догматической среде развиваются полезные для собственного развития качества – добросовестность, самоограничение, дисциплина, твердая уверенность в правильности своего дела. Самые яркие примеры – армия, монастырь, секта. Однако в такой среде подавляется личность.

Именно догматический тип среды обучения стал самым распространенным в самых разных учебных заведениях и системах образования организаций в разных странах и в разные эпохи, включая нынешнюю. Надо полагать, что он сформировал и продолжает формировать людей, словно заключенных в своеобразную психологическую тюрьму – безвольных, покладистых, безинициативных и послушных.

Безмятежная среда обучения – это расслабленность и беззаботность, сопровождаемые приветливостью и добротой.

В такой среде каждый сам формирует собственное мировоззрение, работа не служит какой-либо идее, а нужна только для удовлетворения личных потребностей и для обеспечения желательных условий. В такой среде формируется личность, довольная тем, что есть, неспособная напрягаться и бороться. При встрече с трудностями люди из такой среды самоустраняются от их разрешения, прячась в свой иллюзорный мир. К обучающимся относятся «душевно», но не требовательно, не ставят трудных задач и не рисуют перспектив, а также не стимулируют какое бы то ни было развитие. Приветливость и непритязательность – полезные свойства личности, но отрешенность и жизнь как улитка в своей раковине не способствует развитию бизнеса. Безмятежная среда обучения формирует свободных и пассивных людей.

Карьерная среда обучения ориентирована на внешнюю активность образовательного процесса. В такой среде много видимых атрибутов – лозунги, ярко выраженный этикет, громкие мероприятия, которые активно рекламируются.

Легендарный педагог Януш Корчак описал карьерную среду обучения так: «Не достоинства, а ловкая самореклама. Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание. Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие и раболепие, зависть, злоба, злорадство. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают, покупают и продают». Несмотря на то, что описывал он школу, нетрудно представить такую образовательную среду в компании и даже подобрать несколько примеров. Такая среда способствует развитию активности, но и зависимости.

В ней царит сухая расчетливость и упорство к достижению поставленных целей, что приводит к формированию навыков искусно играть и подбирать маски под обстоятельства, стремлению к росту карьеры за счет хитрости и лицемерия.

Несмотря на такое нелестное описание, многие согласятся с тем, что все эти свойства в сегодняшнем бизнесе способны приводить к успешной карьере.

Творческая среда обучения нацелена внутрь – она отличается высокой внутренней мотивированностью, эмоциональным подъемом, оптимизмом и позитивом. Она не требует твердости духа и сильной воли, поскольку ориентируется на внутреннюю мотивацию. Это атмосфера свободного творчества и свободного развития, люди с энтузиазмом обучаются и работают не под принуждением, а по собственной доброй воле. Для многих компаний такая обучающая среда – недостижимый идеал, до которого еще следует дорасти.

Сложность в том, что творческая среда обучения предполагает (и формирует) открытость, высокую самооценку, свободу суждений и поступков и ответственность за принятые решения. Такая среда позволяет свободно развивать активную личность. Такая среда может сформироваться только там, где отсутствует авторитарный лидер, уважают каждую точку зрения, никто не игнорирует мнение друг друга и не подавляет волю друг друга. Как только появляется кто-то, кто начинает диктовать «как надо», творческая среда преобразуется в какой-то другой тип. Это самый неустойчивый тип образовательной среды.
Организация корпоративного обучения Методика Разработка