Когда вебинары потеснили очные тренинги, прорыва не произошло. Вебинар оказался не лучшим решением и был в свою очередь потеснен более эффективными форматами, даже несмотря на то, что новые форматы формировались и совершенствовались на ходу. Это было рискованно, но стоило того, поскольку перед большинством компаний стала более важная задача – найти способ более рационального вложения средств в онлайн-обучение.
Забегая наперед, можем сказать, что место вебинаров уверенно заняли онлайн-тренинги. Разберемся, какие были альтернативы и завершен ли уже сейчас этот процесс.
Вспомним, почему в компании пришли вебинары. Вебинары как формат обучения были известны давно – это был комфортный способ общаться с целевой аудиторией, делиться знаниями с клиентами и партнерами, расширять кругозор сотрудников.
Их любили проводить и в них любили участвовать. Организовать вебинар просто, его реализация требует минимум затрат – не нужны ни транспортные расходы, ни помещение. Экономия времени и средств привлекала как организаторов, так и участников. Даже само участие в вебинаре ни к чему не обязывает – можно заниматься своими делами, а по окончанию получить запись, чтобы при необходимости прослушать еще раз.
Просто организовать, легко позвать на вебинар, количество участников практически не ограничено, есть возможность пригласить эксперта, чтобы повысить охваты.
И все же в корпоративном обучении прорыва не наблюдалось. Причем, практически сразу, как только все вынуждены были уйти в онлайн.
До ковида компании предпочитали очные бизнес-тренинги – у них были на это причины и возможности: очные бизнес-тренинги более эффективны, у компаний были на них средства, а ограничений для очных мероприятий еще не было.
При этом в компаниях давно использовались различные LMS (Learning Management System) или СДО (Система дистанционного образования).
Ковид дал вебинарам шанс проявить свои возможности и преимущества. Со временем компании поняли, что разрыв между затратами и полученным результатом их не устраивает. Особенно заметным он оказался в онбординге, тайм-менеджменте, в продажах и в управленческих навыках.
Причин было несколько:
Реакцией компаний на эту ситуацию стало активное разворачивание LMS и разработка собственных курсов. В 2020 году возрос спрос на видеокурсы, самым популярным стал стандарт SCORM (структура курса, совместимая с большинством LMS). Их можно было купить готовыми или заказать разработку.
В 2021-м компании насытили свои LMS готовыми курсами и поняли, что опять не все учли. Готовые курсы не учитывали специфику конкретных компаний, а их эффективность оставляла желать лучшего. Что делать дальше? Всего много, пользы мало, средства потрачены.
Начались поиски. Среди хорошей альтернативы выделялись:
Сейчас компаниям понятно: бесплатные и готовые курсы – все равно потеря средств, ведь их нужно обслуживать, сотрудники тратят свое время, и если эффективность их работы не повышается – компания недополучает.
Выводы сделаны: если создание курса – то с учетом своей специфики, «под себя», если экономить на создании курсов – то за счет хорошо обученных внутренних методологов и тренеров.
Лучше всего с точки зрения затрат и отдачи показали себя качественные авторские курсы, которые созданы для компании и остаются внутри. Такой курс – стратегическая инвестиция в ближайшее будущее компании, экономия средств и потенциально быстрый результат.
Осталось понять, что такое хороший курс. Несколько советов, которые приблизят вас к желаемому мастерству.
1. Чтобы создать хороший курс и быстро получить выгоду от него, выберите тему, которая больше всего важна компании, нужна максимально большому количеству сотрудников, закроет максимальное количество проблем и узких мест компании.
Найдите время на фасилитационную сессию, чтобы определять такие темы, проведите деловую игру с командами, чтобы всего за пару часов определить самые острые потребности в обучении, проведите тестирование и выявите, в каких знаниях и навыках больше всего нуждаются ваши сотрудники.
2. Определитесь с ограничениями – чего не должно быть в курсе, а без чего он был бы бессмысленным.
3. Определитесь с тем, что включить в обязательные, а что в дополнительные материалы.
4. Продумайте, какие форматы заданий желательны, и почему. Основные варианты: самостоятельная работа, обратная связь от экспертов, тестирование, отсутствие заданий. Советуйтесь с методологами. Обеспечьте своих методологов поддержкой экспертов – консультационной поддержкой, обучением или менторингом. Разработайте с экспертами программу курса.
5. Подберите подрядчика для разработки видеоуроков. Тщательно подбирайте исполнителя, максимально открыто делитесь с разработчиками вашими задачами и ожиданиями. Полученный продукт должен соответствовать корпоративному брендбуку и корпоративной культуре, а не только отвечать ожиданиям по цене. Работая над этим этапом, помните, что этот курс – инвестиция.
6. Примите и разместите курс на LMS, пользуйтесь на этом этапе услугами экспертов по методологии или привлекайте внутреннюю экспертизу.
7. Протестируйте курс на первой группе и соберите подробную обратную связь.
8. Доработайте курс с учетом ОС.
На данный момент кастомный курс, разработанный внутри с привлечением экспертов по методологии, лучшее решение с точки зрения рациональности вложений. Однако и на этом не стоит останавливаться: форматы эволюционируют, идеи по массовому обучению сотрудников продолжают появляться, остается следить за трендами!
Не забудьте подписаться на нашу рассылку, чтобы быть в курсе нового и актуального!