Разбирая реальные кейсы участников, мы вместе пришли к выводу, что, несмотря на достаточно тупиковую ситуацию, руководство почему-то ставит отделам такие задачи, причем не только ожидает, но и получает результат. Оказывается, в таком безнадежном положении кто-то добивается результатов. Кто и как? Узнав это, участники смогут получить решение, и оно придет не извне от тренеров, а изнутри – от сотрудников, которые владеют способностью добиваться успеха в тех же условиях.
Истории коллег, которые сидят рядом, сталкиваются с такими же трудностями и решают те же задачи, о том, как им удалось справиться с поставленной целью в совсем, казалось бы, безнадежной ситуации, – это готовые рецепты, которые можно применять без какой-либо адаптации. В ходе таких упражнений наша задача состояла только в фиксации озвученных лайфхаков и облачении их в грамотные формулировки. Приемы, полученные от самих участников, назывались, классифицировались и разбирались. Мы делали все, чтобы секреты влияния одних становились доступны всем.
Этап проблематизации был построен на историях участников. «Я была открытой и внимательной», объясняет свой успех одна участница, и каждый под этими довольно общими фразами понимает что-то свое. Как коллегам повторить успех в таком случае, если они не могут повторить то же действие, ведь действие не названо, речь идет о состоянии, причем достаточно размытом. Тут как раз и были полезны тренеры, которые просили конкретизировать сказанное. Что значить быть открытым – что при этом нужно говорить и делать? Что значит быть внимательным?
Участники узнавали, какие черты, привычки, действия, свойства, характеристики вызывают доверие собеседника и повышают наше влияние на другого человека, делали выводы о том, что быть внимательным – это уметь концентрироваться, сосредотачиваться на словах собеседника, уметь фиксировать его потребности, воспринимать чьи-то ответы, замечать детали, видеть больше других, проявлять заботу о другом человеке и уважать его чувства.
Участники также поняли, что открытость – это способность поделиться полезной информацией и воспринимать новую информацию, а также что открытость располагает собеседника к открытости. Это было не нравоучение и не навязанная лекция. Участники получали яркие инсайты и понимали, что именно важно развить, чтобы расширить свое влияние, и, конечно, с готовностью постигали новые навыки влияния, которым раньше не придавали значения.