Если честно, к нам редко поступают запросы о выборе формата. Обычно наши заказчики идут от целей и задач, а мы подбираем лучший формат, исходя из целого ряда параметров и факторов.
И все же иногда нас спрашивают о том, какой формат лучше – тренинг или деловая игра. Что бы я порекомендовала тем, кто задается вопросом выбора, – задать вопрос:
что вы хотите получить на выходе?Тренинг – это обучение. Отправляясь на тренинг, люди знают, что они будут учиться и отрабатывать навыки. Тут важно заметить, что тренинг – до сих пор достаточно клишированное понятие. Не все ведут тренинги по тем стандартам, что мы (максимальное вовлечение, разнообразные упражнения, геймификация, 30% теории и 70% практики). Часто это «говорящая голова» как 20 лет назад, позиция преимущества тренера над учениками. Конечно, подобное интересно не всем.
Те, кто уже знает о нашем подходе, тренинги рассматривают охотно. Мы строим тренинги по принципу: «теоретический вброс» – отработка, новая порция теории – отработка. Этот подход многим еще незнаком и многими не испробован.
Если потенциальный заказчик не может определиться с результатом, я рекомендую одну из схем:
- Игра –> сессия –> тренинг.
- Сессия –> тренинг –> игра.
- Игра –> глубокая фасилитация –> изменения в компании.
1. Игра –> сессия –> тренинг. Решение о тренинге принимается при необходимости отработки обнаруженных потребностей или пробелов в знаниях.
Таким образом мы получаем проблематизацию: люди поиграли, руководитель обнаружил проблему, например, хромает кросс-функциональное взаимодействие, причем они сами это поймут в процессе игры.
Периодически возникает вопрос, а можно ли для экономии «пропустить» игру как этап? Теоретически можно, однако для этого нужна определенная степень доверия к провайдеру и способность компании самостоятельно замотивировать сотрудников. Допустим, путем тестов мы обнаружим проблему и порекомендуем тренинг. Поскольку в компании об этой проблеме раньше могли не догадываться, это может прозвучать как необоснованное обвинение, покуда все участники на собственном опыте не увидят свою проблему.
Даже самой игры мало – после ее проведения нужна фасилитационная сессия, чтобы команда должным образом отрефлексировала полученный опыт.
Если участники поймут, что проблема действительно есть, они будут высоко мотивированы ее решать. Конечно, в таком случае тренинг даст максимум результата.
2. Сессия –> тренинг –> игра. Обычно под такую программу планируется целый тренинг день, который закрывается игрой. При таком подходе проблематизацию берет на себя фасилитационная сессия, а в игре люди применят знания, полученные в процессе обучения. Игра помогает им проявить себя лучшим образом, применить новые навыки, проверить, как работают новые инструменты, как они сами меняются, насколько у них получается изменить свое поведение.
3. Игра –> глубокая фасилитация –> изменения в компании. Есть игры, которые могут проводиться долго, в ходе которых можно обсуждать промежуточные результаты и применять полученные выводы. В нашем каталоге есть такие игры, например,
«Князья и Капуста»,
«Проксима Центавра». Такие игры меняют отношение участников к тем или иным явлениям, участники меняются и готовы к изменениям, которые в последующем внедряются к компании.
«Проксима Центавра» может занять целый день. В ходе такого дня может проводиться несколько сессий. Игра выступает отправной точкой для принятия решений, планирования, внедрения изменений.
Как видим, есть разные сценарии. Мы всегда идем от задач Заказчика и времени, которым он располагает. Мы всегда ищем адаптивный сценарий.
Что можно сказать в итоге? Чтобы ответить на вопрос, что больше подойдет, игра или тренинг, нужно найти ответы на вопросы:
- Что должно получиться в результате?
- С чем люди должны выйти?
- Сколько у вас есть времени на это?
На что еще обратить внимание?
Тренинг дает ожидаемые результаты, а игра раскрывает людей с разных сторон и может привести к самым неожиданным выводам.Напомню также, что наши игры эксклюзивны, мы всегда подбираем игру под задачу, любой тренинг или тренинговая программа с игрой будут интереснее.
Удачного вам выбора!