Рассмотрим макротренды, профессиональные и личностные тренды, разберемся, почему к обучению начали относиться как к продукту и почему важно работать с трендами.
Если посмотреть на наш мир, немного отдалившись от текущих задач, можно отметить прежде всего непрекращающийся поток информации и постоянно меняющиеся условия. Для человека это прежде всего постоянная неуверенность в своей востребованности и бесконечная адаптация к новым условиям и требованиям. Ясно, что нужно непрерывное обучение, причем направление этого обучения, похоже, должно постоянно меняться. И только ли направление? Вся система корпоративного обучения персонала должна оставаться актуальной, и это касается актуализации программ, выбора форматов и учета трендов. Привычные методы обучения быстро устаревают, результат – около четверти сотрудников считают корпоративное обучение недостаточно эффективным (исследование KPMG Academy Russia и CROC Education Solution).
Это ситуация, в которой мы находимся. Ее важно учитывать, чтобы искать способы оптимизации.
Среди основных недостатков корпоративного обучения обычно называют:
Современные тренды подсказывают новые подходы. В последние годы вырисовались следующие тренды в управлении персоналом в России.
В постановке целей:
При определении потенциала:
При поиске перспектив:
В специальном отчете «Делойта» «Международные тенденции в управлении персоналом — 2021» были предложены четыре сценария ближайшего будущего:
Что изменилось? Сейчас эти подходы остаются актуальными, как и три года назад. Все также продолжается цифровизация, все больше командам приходится взаимодействовать с технологиями, все чаще нужно учитывать выход на рынок труда нового поколения. И все же кое-что изменилось именно сейчас, и эти изменения в основном коснулись трендов в корпоративном обучении.
Последние изменения можно объединить в три основные группы:
Среди изменений, затронувших весь мир, – роботизация и автоматизация. Технологии не останавливаются, а искусственный интеллект продолжает вытеснять одни профессии и «создавать» другие. Среди новых профессий:
В компаниях в связи с этим уже принимают или будут принимать в ближайшее время решения по использованию ИИ-инструментов для простых операций или обучению сотрудников, способных создавать такие ИИ-решения. В любом случае нужно развивать цифровые навыки сотрудников и встраивать такое обучение в корпоративные тренинги.
Среди макротрендов также увеличение продолжительности жизни. Люди способны и хотят работать после выхода на пенсию, в процессе работы их навыки устаревают, компаниям нужны новые навыки от текущих сотрудников. Это все добавляет задач HR-специалистам – в их задачи теперь входит и создание благоприятных условий для перехода сотрудников в новые профессии.
Задачи HR в обучении сотрудников серьезно меняются. В связи с этим наметились такие тренды.
Экспертность в смежных областях. Компаниям выгодно, если сотрудники всесторонне развиваются – горизонтально и вертикально – и становятся более востребованными.
Gig-экономика. Развиваясь в разных направлениях, сотрудники хотят монетизировать свои увлечения и свою полиэкспертность. В такой ситуации задача компании – давать своим сотрудникам больше свободы и более лояльно относиться к их «несерьезным» хобби. В компании должны быть для этого разные возможности, например, частичная занятость, участие в других проектах в других подразделениях компании, внутренние инновационные проекты, стартапы внутри компании.
Борьба за клиента. Корпоративные тренинги конкурируют с другими образовательными форматами – специализированными курсами, обучающими видео и подкастами, даже с соцсетями. Корпоративное обучение становится продуктом, который нужно продвигать внутри компании.
Сфера HR таким образом уже начинает пересекаться с маркетингом.
Личностные тренды демонстрируют ожидания сотрудников от обучения.
Мобильность. Сотрудники все больше совмещают рабочие задачи с личными делами, учатся по-другому планировать свое время. Корпоративное обучение должно легко встраиваться в такую модель – материалы должны быть доступными в любое время и в любом месте.
Клуб по интересам. Во время обучения люди хотят не просто получать новые знания: им важно также найти единомышленников и достойных соперников. Поэтому уместно:
Индивидуальный подход. От корпоративного обучения ожидают индивидуального подхода, который как минимум заключается в учете индивидуальных качеств обучаемого и формировании карьерного трека. Лучшим решением на данный момент является автоматизированная система, которая учитывает:
– и на основе этого предлагает определенные курсы, программы, материалы.
Корпоративное обучение как продукт. Инструменты, используемые HR-подразделением для создания системы корпоративного обучения, ничем не отличаются от инструментов продуктовых отделов компании. Точно так же важно исследовать клиентский путь, формировать коммуникативную стратегию, учитывать глобальные тренды. Для продвижения этого продукта используются разные каналы, а сервис поддерживается на достойном уровне. Все как для внешнего рынка.
В связи с этим форматы нужно подбирать актуальные и трендовые. Это:
Все так быстро меняется. Стоит ли вообще учитывать тренды? Особенно если речь идет о внутреннем продукте для внутреннего потребителя? Если говорить о корпоративном обучении, не достаточно ли ориентироваться на спрос сотрудников и результаты обучения?
Если не реагировать на изменения и не готовиться к вероятным переменам, мы утратим способность оставаться эффективными, несмотря на изменения.
Тренды нужно отслеживать, чтобы не стать заложником происходящего, но это не значит, что нужно внедрять что-то фантастическое и эфемерное. Тренды – это то, что «заземляется» на конкретные практики и работает на нас.