Для определения уровня эмоционального выгорания используют разные модели. Вот только некоторые.
Однофакторная модель (Пайнс, Аронсон) связывает с выгоранием только социальные профессии и основана на зависимости синдрома выгорания от длительности и интенсивности работы. Основной фактор – истощение.
Двухфакторная модель (Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма). Модель связывает выгорание с двумя факторами – эмоциональное истощение и деперсонализация. Эмоциональное истощение определяют по жалобам на здоровье и нервное напряжение, деперсонализацию – по изменению отношения к себе или к клиентам/пациентам.
Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон) учитывает три фактора: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений.
Основной составляющей эмоционального выгорания считают эмоциональное истощение, которое проявляется в виде снижения эмоционального фона, равнодушия, эмоционального перенасыщения.
Деперсонализацию определяют по изменению отношений с другими людьми. Это может быть рост зависимости от окружающих, негатив, циничность, огрубление чувств по отношению к клиентам/пациентам.
И третья составляющая этой модели – редукция личностных достижений – проявляется в тенденции негативно оценивать себя, в склонности занижать свои достижения и успехи, в негативном отношении к служебным возможностям и достоинствам, а также в ограничении своих возможностей в служебной сфере и обязанностей по отношению к коллегам.
Пройти тест по трехфакторной модели профессионального выгорания.
Четырехфакторная модель (Firth, Mims, Iwanicki, Schwab). По сравнению с предыдущей моделью, в этой модели один из трех факторов делится на два отдельных фактора. К примеру, деперсонализация может быть связана с пациентами, а может – с работой.
Процессуальные и динамические модели эмоционального выгорания сосредоточены на динамике развития выгорания. Сотрудник, у которого уже начался процесс профессионального выгорания, стремится к созданию эмоциональной дистанции при отношениях с разными людьми, чтобы преодолеть возникшее истощение. При этом идет процесс развития негативной установки относительно своих профессиональных достижений.
Со временем проявления эмоционального выгорания все сильнее и заметнее.
Динамическая модель Б. Перлман и Е.А. Хартман рассматривает прогресс реакций на стрессы:
- Физиологические (физическое истощение).
- Аффективно-когнитивные (деморализация, деперсонализация, эмоциональное и мотивационное истощение).
- Поведенческие (дезадаптация, дистанцирование от обязанностей, снижение продуктивности).
Модель Дж. Гринберга предлагает пять стадий выгорания:
- «Медовый месяц». Сотрудник доволен работой и заданиями, выполняет обязанности с энтузиазмом. Со временем энергичность снижается.
- «Недостаток топлива». Заметны усталость, апатия, появляются проблемы со сном. Нужна дополнительная мотивация, иначе теряется интерес к работе и снижается продуктивность. На этом этапе возможны нарушения дисциплины, отстраненность, стремление дистанцироваться от профессиональных обязанностей. Если у сотрудника внутренняя мотивация достаточно высока, он может продолжать гореть, используя внутренние ресурсы, но в ущерб собственному здоровью.
- Хронические симптомы. Учащение заболеваний, психологические переживания, хроническая раздражительность, обострение злобы и чувства подавленности. Человек чувствует себя «загнанным в угол», у него может появиться «синдром менеджера» – постоянное переживание из-за нехватки времени.
- Кризис. На этой стадии у сотрудника уже развиваются хронические заболевания, частично потеряна работоспособность. Заметны и усилены переживания по поводу собственной эффективности и качества своей жизни.
- «Пробивание стены». На этой стадии могут развиться опасные заболевания, угрожающие жизни. Огромное количество физических и психологических проблем ставит под угрозу карьеру.