Педагогический дизайн лежит в основе разработки любой учебной программы, любого образовательного продукта и базируется на педагогических принципах. Что это за принципы? Рассмотрим их кратко.
Принцип природосообразности. Обучение основывается на естественных законах психического развития человека, учитывает реальные возможности обучающегося, опирается на «зону его ближайшего развития». Это зона задач, с которыми обучающийся еще не может справиться самостоятельно, но может научиться с помощью тренера/наставника/педагога. Этот принцип учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащегося. Как осуществлять этот принцип:
Принцип гуманизации. Принцип социальной защиты обучаемого, уважение к обучаемому.
Принцип целостности. Предполагает единство и взаимосвязь между всеми компонентами педагогического процесса.
Принцип демократизации. Свобода саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.
Принцип культуросообразности. В обучении и воспитании использовать культуру среды, в которой осуществляется образовательный процесс.
Принцип единства и непротиворечивости. Обучение не должно конфликтовать с другими сферами деятельности обучающегося. Должны обеспечиваться взаимодействие, взаимокомпенсация и взаимодополнение всех сфер.
Принцип профессиональной целесообразности. Предполагает отбор содержания, методов и средств с учетом особенностей специальности.
Принцип политехнизма. Предполагает подготовку специалиста широкого профиля, что позволяет учащимся переносить знания и умения из одной области в другую.
Педагогический дизайн строится на этих принципах. Больше о педдизайне – в материале «Проектирование образовательных решений: популярные модели».
Узнать больше »
Принцип природосообразности. Обучение основывается на естественных законах психического развития человека, учитывает реальные возможности обучающегося, опирается на «зону его ближайшего развития». Это зона задач, с которыми обучающийся еще не может справиться самостоятельно, но может научиться с помощью тренера/наставника/педагога. Этот принцип учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащегося. Как осуществлять этот принцип:
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
- Знать зоны ближайшего развития учащихся, определяющие их возможности. Опираться на это знание при организации отношений между учеником и учителем.
- Направлять педагогический процесс на развитие самообразования, самовоспитания, самообучения учащихся.
Принцип гуманизации. Принцип социальной защиты обучаемого, уважение к обучаемому.
Принцип целостности. Предполагает единство и взаимосвязь между всеми компонентами педагогического процесса.
Принцип демократизации. Свобода саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.
Принцип культуросообразности. В обучении и воспитании использовать культуру среды, в которой осуществляется образовательный процесс.
Принцип единства и непротиворечивости. Обучение не должно конфликтовать с другими сферами деятельности обучающегося. Должны обеспечиваться взаимодействие, взаимокомпенсация и взаимодополнение всех сфер.
Принцип профессиональной целесообразности. Предполагает отбор содержания, методов и средств с учетом особенностей специальности.
Принцип политехнизма. Предполагает подготовку специалиста широкого профиля, что позволяет учащимся переносить знания и умения из одной области в другую.
Педагогический дизайн строится на этих принципах. Больше о педдизайне – в материале «Проектирование образовательных решений: популярные модели».
Узнать больше »