Как учесть мотивацию сотрудников, если решение по содержанию принимает заказчик? Этот вопрос тревожит и внутренних методистов, и провайдеров корпоративного обучения. Даже если методист знает, чем можно замотивировать учащихся, у заказчика может быть другая точка зрения, а согласовывает методист содержание курса именно с заказчиком – в конце концов заказчик платит деньги.
Найти ответы нам помог тренинг Светланы Лукьяновой «Методичка методиста». Вы можете заказать тренинг Светланы для своих внутренних методистов – переходите по ссылке. Некоторыми идеями оттуда мы поделимся с вами прямо сейчас в этом материале!
Почему разработанный под конкретную задачу и конкретную компанию курс обычно эффективнее, чем готовый универсальный? Методист учитывает множество особенностей. К примеру, выясняет, в какой среде будет применяться разработанный курс, поскольку от этого зависит даже сама структура учебной программы.
Даже чтобы понять, нужны ли стоп-уроки или допустимы ли командные задания, важно знать учебную среду конкретной компании.
Чтобы понять суть среды образования, углубимся немного в теорию и вспомним о четырех типах темперамента человека. Каждый как правило носит в себе сочетание всех четырех типов, но какой-то преобладает. Так же и у каждой образовательной среды есть свой преобладающий «темперамент».
Признанный эксперт в этом вопросе В.А. Ясвин выделяет 5 давно устоявшихся моделей образовательной среды. У трех из них приоритет – обучение, одна ориентирована на интеграцию воспитания, обучения и развития, а еще одна – на социализацию.
Одна модель из ориентированных на обучение предполагает автономию учителя и деление учащихся на сильных и слабых.
Еще одна – директивная, предполагает приоритет руководителя, тренеры ему подчиняются, а учащиеся делятся по специализациям.
Третья модель с приоритетом на обучение предполагает наличие преподавательского коллектива, который имеет полномочия управлять учебным процессом. В третьей модели учащиеся не делятся ни по каким признакам.
Четвертая модель ориентирована на межпредметную интеграцию, развивающие мероприятия, формирование культуры в ходе обучения. В таких организациях обычно матричная, или сетевая, модель управления, решения принимаются на стыке менеджмента компании и интересов различных проектных групп.
Пятая модель образовательной среды не предусматривает передачу академических знаний. В такой среде самое главное – включение в гражданское общество.
Если вернуться к вопросу, нужны ли стоп-уроки в курсе, станет более понятно, зачем учитывать модель образовательной среды.
Стоп-уроки – порции учебного материала в заданном порядке: следующий доступен только после прохождения предыдущего. Обычно каждый такой урок заканчивается контрольной работой или тестом с установленным проходным баллом.
При первой модели среды обучения – полная свобода преподавателю, можно использовать стоп-уроки, если это кажется уместным.
При второй модели – стоп-уроки обязательны, каждый шаг тренера нужно согласовать с руководством.
При третьей модели учащиеся скорей всего могут выбирать и порядок занятий, и состав курса, и скорость обучения. В этом случае стоп-уроки скорее всего неуместны.
В компаниях с интеграционной моделью образовательной среды наличие стоп-уроков будет зависеть от предмета, а в социализационной образовательной среде будут поощряться групповые задания, деловые игры, бизнес-симуляции и проектные группы, а стоп уроки будут неактуальными.
Групповая работа будет также поощряться при третьей, демократической, модели образовательной среды, тогда как в автократической второй модели групповая работа скорей всего будет недопустима, как и творческие задания или самостоятельный выбор обучающей программы.
Как определять модель образовательной среды? Светлана Лукьянова в своем курсе дает четкие и понятные рекомендации определения образовательной среды по Ясвину. Она предлагает опираться на 2 полярных конструкта: Свобода/Зависимость и Активность/Пассивность. Совмещая эти категории можно получить 4 типа образовательной среды. Подробнее – в статье «Четыре базовых типа образовательной среды».
Непосредственный заказчик курсов может не понимать мотивов обучающихся, но при этом от методиста будут требовать вовлекающих занятий. Как учесть мотивацию при создании курса и как разрешить конфликт интересов трех сторон процесса обучения – методист, заказчик и группа? Методист заинтересован в высокой мотивации группы, заказчик – в реализации курса, соответствующего его представлению об этом курсе, а группа заинтересована в получении таких знаний, которые востребованы прямо сейчас, и таким образом, чтобы это было просто, интересно и не «для галочки».
Во-первых, компаниям стоит подбирать тренера или методиста с учетом ценностей и их соответствия корпоративной культуре, тогда меньше будет разногласий. Во-вторых, методисту нужно ориентироваться только на требования непосредственного заказчика. В-третьих, если результат окажется ниже желаемого, в следующий раз заказчик сможет учесть рекомендации методиста и прислушаться к его предложениям. К таким выводам пришли участники курса Светланы Лукьяновой «Методичка методиста». Трудно не согласиться с этим, но это далеко не все сложности разработки курсов. На практике методиста ждет немало испытаний.
Чтобы контент максимально удовлетворял ожидания всех сторон, необходимо уделить серьезное внимание не только подготовке контента, но и согласованию его с заказчиком. Здесь нас ждет ряд трудностей и неожиданностей.
Часто курс нужен срочно, и у методиста нет запаса времени. Как успеть? Методист Светлана Лукьянова рекомендует согласовывать контент небольшими порциями, тогда меньше придется переписывать и быстрее можно будет найти общий язык, согласовать глоссарий, прийти к единым правилам. Если показать заказчику сразу готовый курс, есть риск, что придется переписывать все с нуля.
Чтобы пожелания заказчика и предлагаемый материал максимально совпадали, необходимо провести с заказчиком предварительную встречу, задать вопросы, узнать, зачем ему курс, какое место займет этот курс в системе корпоративного обучения компании, кто будет его использовать и что заказчик хочет получить на выходе.
В ходе разговора у методиста возникает вопрос о целевой аудитории. Кто наша целевая аудитория? Чего хотят эти люди? Часто заказчик легко обозначает, какую группу людей нужно обучить – корпоративных тренеров, продавцов и так далее. Однако с вопросом о желаниях людей часто возникают проблемы, предупреждает Светлана Лукьянова. Неизвестно, как им было бы удобнее учиться и какая у них мотивация. Методисту непонятно, в чем ценность будущего курса с точки зрения аудитории и что может стать для ним стимулом.
Что делать? Разрабатывая программу, методист не имеет возможности создать объективную Learning Journey Map. Зато он может «сесть на табуретку участника» и попытаться сформировать собственное представление о том, чем живет этот человек, кто он, зачем ему курс. Представляя себя, к примеру, продавцом или менеджером, важно учесть образовательную среду организации и нарисовать себе объемный образ участника – сколько ему лет, как давно он в компании, какие задачи выполняет и так далее.
Важно помнить, что даже зная участников лично или взяв у них интервью, невозможно предсказать опыт каждого, зато сам процесс поиска ответов помогает сделать полезные открытия. Learning Journey Map – это инструмент, позволяющий методисту посмотреть на образовательный процесс глазами участника и устранить возможные препятствия на его пути к результату.
Итак, с какими проблемами может столкнуться методист? Для внешнего методиста часто недоступна информация, позволяющая составить полноценный journey map. Методисту часто приходится додумывать самостоятельно. Как сотрудник принимает решения и что он чувствует, проходя шаг за шагом процесс обучения – все это остается за кадром и в этом сложность методиста, но не единственная.
После составления гипотетической карты пути обучения, разработчик встречается с еще одной сложностью. Определившись с мотивацией, методист иногда вплетает мотивационные блоки прямо в учебную программу. Это бывает единственным способом мотивировать учащихся. Однако заказчику могут не понравиться те или иные формулировки, и он исключает такую информацию из курса, оставив участников без важной порции мотивации. Если курс разрабатывается для самостоятельного онлайн-обучения, ученики не получат эмоциональной поддержки и потеряют энтузиазм.
Почему так происходит? Часто тот, кто является непосредственным заказчиком курса, не знает специфики педагогической деятельности. Мотивационные фразы могут насторожить заказчика. Не понимая, зачем эти фразы в тексте, заказчик поспешит избавиться от контента, не связанного напрямую с обучающим материалом.
У методиста может появиться соблазн занять сторону аудитории, однако это неверное решение. Ориентироваться при разработке контента нужно только на непосредственного заказчика курса. Если вы хотите дать пользу аудитории и сделать курс по-настоящему нужным для обучающихся, ищите общий язык с заказчиком.
«Приходится тщательно подбирать аргументы», - делится своим опытом методист Светлана Лукьянова, – «вызывать заказчика на размышление о том, что получат сотрудники и как сделать курс полезным для них».
Таким образом, один из непростых вызовов в работе методиста при разработке курса – объяснить заказчику важность мотивации и предупредить о рисках недостаточной вовлеченности. Это в зоне ответственности методиста. За результат отвечает заказчик, в интересах которого серьезно подойти к выбору разработчика и прислушаться к его рекомендациям, ведь его задача не просто купить курс или получить индивидуальную разработку, а достичь конкретных бизнес-целей.