В статье:
Руководители разных уровней сталкиваются с необходимо не только тщательно планировать, распределять и контролировать использование ресурсов, но и управлять командой, которая всегда помогает быстрее добиваться целей и приходить к результату. Давайте подробнее рассмотрим, как планировать корпоративное обучение, чтобы команда всегда находилась на пике своей продуктивности.
Одним из ключевых трендов в корпоративном обучении стало осознание необходимости рассматривать сотрудников как личности, а не просто как работников. Это мнение разделяют многие эксперты. Важно предоставлять знания и навыки, которые будут полезны не только в профессиональной сфере, но и в личной жизни, иногда даже в первую очередь за пределами работы.
Сейчас особенно актуально внимание к управлению стрессом и профилактике выгорания. Эта потребность возникла не вчера, но сейчас она требует приоритетного внимания. Кроме того, обучение в этой сфере должно быть системным, а не разовым, чтобы сотрудники могли в любой момент обращаться к приобретенным знаниям.
Другие модные тенденции в корпоративном образовании тоже не новы, но их значимость сохраняется или обретает новое значение.
Цифровизация образовательного процесса охватывает широкий спектр технологий — от онлайн-платформ для дистанционного обучения до интерактивных приложений, которые значительно улучшают взаимодействие между преподавателями и студентами. Эти инструменты открывают доступ к ресурсам, ранее недоступным или ограниченным физическим местоположением. Теперь студенты могут изучать материалы в удобное для них время, что существенно повышает их мотивацию и вовлеченность.
В условиях пандемии учебные заведения столкнулись с необходимостью быстро адаптироваться к новому формату обучения. Это ускорило внедрение технологий, таких как видеоконференции, виртуальные классы и системы управления обучением. Бизнес тренеры смогли интегрировать мультимедийные элементы в свои курсы, что сделало процесс обучения более динамичным и увлекательным.
Этот аспект сосредоточен на разработке и применении методов, которые вдохновляют сотрудников на обучение, добавляя в процесс элемент увлекательности и эмоций. В результате геймифицированные форматы обучения стали очень популярными. И сегодня этот тренд приобретает все больше актуальности, не уступая место более практическим и целенаправленным подходам. Это связано с потребностями целевой аудитории, которая хочет совмещать приятное с полезным
Такой переход обусловлен высокой изменчивостью нашей среды и стремительными преобразованиями, которые оставляют сотрудникам очень мало времени для освоения и применения новых знаний. Игровые методики делают обучение интересным и быстро окупаются .
Конечно, существуют проблемы, о которых не раз говорили специалисты по игропрактике: участники часто сталкиваются с трудностями при применении игровых механизмов в реальной жизни. Например, на ролевых тренажерах по продажам «чемпионы» могли оказаться совершенно разными, и это требовало переработки полученных в игре знаний в более традиционные форматы.
Сегодня бизнес сталкивается с необходимостью строгого контроля ресурсов, что касается как общего управления, так и работы с персоналом. Каждый день необходимо принимать решения о том, какое обучение окажется наиболее полезным и эффективным в конкретной ситуации.
В такой среде каждый сотрудник понимает, зачем ему нужны различные навыки и знания, а также осознает важность личностного роста и самостоятельного обучения – и все это происходит без давления или лишних подсказок.
Хотя трудно найти компанию, которая полностью соответствует этой концепции, многие организации уже внедряют ее элементы. Например, практика peer-to-peer обучения, когда знания передаются не через HR или отдел обучения, а напрямую от внутренних специалистов.
Это позитивный тренд, который не только развивает внутренних экспертов, но и может сократить затраты на внешних лекторов. Кроме того, это позволяет создать и управлять базой знаний внутри компании.
Во многих организациях есть талантливые специалисты, готовые делиться своим опытом, как, например, в Высшей школе экономики. Почему бы не использовать эту экспертизу? Можно организовать тренинги по таким актуальным темам, как омниканальность, информационная безопасность, современные инструменты маркетинга и многим другим. Вокруг этих тем формируются сообщества слушателей, для которых развитие и обучение становятся важными приоритетами. Это, в свою очередь, создает крепкую основу для формирования самообучающейся организации.
Этот тренд связан с появлением самообучающихся организаций и особенно актуален в условиях нехватки специалистов нужного уровня и профиля. Например, когда компании сложно найти ИТ-специалистов определенной квалификации, можно сосредоточиться на начинающих кадрах, из которых в дальнейшем сформируются мидлы и эксперты. Это ярко иллюстрирует концепцию up-skilling, когда профессиональные знания и навыки развиваются прямо в процессе работы, а сотрудники берут на себя ответственность за повышение уровня junior-специалистов до необходимого экспертного.
Стоит отметить, что такие сотрудники проявляют высокую преданность своей организации. Re-skilling подразумевает возможность кардинально изменить профессию, то есть переобучиться. И в этом направлении также есть успешные примеры. Часто в командах разработчики активно взаимодействуют с аналитиками, и их можно развивать, чтобы удовлетворить потребности компании.
В компании работают не только новички, но и опытные профессионалы с высоким уровнем знаний. Нужно ли обучать их тому, что они уже освоили? Скорее всего, это нецелесообразно. Более того, если в рамках программ адаптации таким сотрудникам придется осваивать основы, это может негативно сказаться на их отношении к обучению и развитию в организации.
Поэтому важно разрабатывать адаптационные программы, учитывающие потребности конкретного специалиста. Необходимо индивидуализировать подход к каждому новичку, чтобы он почувствовал, что его опыт и знания ценятся. Такое внимание к личным предпочтениям и потребностям не только улучшает процесс интеграции в коллектив, но и помогает сотруднику видеть реальную ценность обучения, что, в свою очередь, повышает его мотивацию и удовлетворенность работой.
Этот тренд вновь становится актуальным и касается соотношения расходов и результатов. На практике оценка эффективности обучения и развития часто оказывается сложной задачей, вызывающей множество споров. Поэтому крайне важно учитывать не только количественные показатели – например, сколько прибыли сотрудник приносит компании до и после обучения, – но и собирать отзывы о том, как изменилось его поведение, а также как его навыки и компетенции оценивают руководители или специалисты ассессмент-центров. Быстро набирает популярность один из новых форматов оценки сотрудников – гейм ассессмент, когда сотрудники могут проявить себя во время деловых игр.
Многие компании используют систему управление эффективностью для роста компании и развития культуры достижений. T&D команды и корпоративные университеты играют ключевую роль в росте продуктивности сотрудников и оптимизации затрат на привлечение, мотивацию и удержание персонала.