Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это отсутствие четких стандартов и требований к бизнес-тренерам. Без единых и четких требований трудно оценить качество работы тренера.
Давайте разберемся, каким должен быть бизнес-тренер и что такое эффективный бизнес-тренинг.
Нетрудно назвать перечень хороших качеств, которые желательны для бизнес-тренера, труднее ответить на вопросы, чем бизнес-тренер отличается от преподавателя, эксперта или психолога. С этого и начнем – разберемся, чем работа тренера отличается от работы эксперта, преподавателя, психолога, консультанта, методиста и руководителя.
Эксперт обладает глубокими знаниями предмета в своей отрасли и имеет признанную профессиональную репутацию. Его деятельность не связана с публичными выступлениями, хотя он и может их проводить. Эксперт не ограничен сроками, у него всегда достаточно времени на принятие решения, однако у него нет права на ошибку.
В ходе тренинга могут решаться сложные производственные задачи, требующие узкоспециальной экспертизы. Задача тренера – заранее оценить, что потребует экспертного заключения, и подготовиться заранее. Экспертиза на тренинге ограничена по времени. Участникам нужно давать быстрые ответы на самые сложные вопросы, тренеру необходимо уметь анализировать и формировать экспертные заключения в ходе мероприятия, режиме реального времени. Таким образом, тренер должен обладать экспертизой, но он не эксперт и его роль серьезно отличается от роли эксперта.
Преподаватель, как и бизнес-тренер, – представитель публичной профессии, которая в свою очередь требует эрудиции, навыков презентации, контакта с аудиторией, планирования учебной нагрузки. И все же бизнес-тренер и преподаватель выполняют разные задачи. Преподаватель представляет традиционное образование, предполагающее передачу учащимся накопленного объема знаний, а бизнес-тренер обеспечивает быстрое освоение учащимися широкого диапазона навыков.
Преподаватель может ссылаться на классиков и авторитеты, бизнес-тренер опирается на свой опыт и делится своими собственными выводами – именно этого ждут от него участники тренинга.
Преподаватель передает знания, бизнес-тренер – учит решать проблемные ситуации.
Психолог, казалось бы, лучший кандидат на роль тренера, ведь психолог обладает навыками доверительного контакта с людьми. Психолог лучше кого-либо справится с изучением групповой динамики, и все же это не самое главное при интенсивном обучении. Именно интенсивное обучение – основной приоритет при проведении бизнес-тренинга.
Консультант, как и тренер, помогает найти лучшие варианты решения, оба помогают найти ответ на вопрос «Почему не получается?». И все же делают они это по-разному. Консультант помогает индивидуально, а тренер работает в группе, консультант только рекомендует, а тренер учит.
Методист или тренинг-менеджер обязан знать предмет, владеть методикой обучения, определять приоритеты. Его основная обязанность – организация эффективного корпоративного обучения. Часто бизнес-тренер и составляет учебные программы, и проводит бизнес-тренинги. И все же у одного человека редко встречается сочетание и управленческих, и тренерских качеств.
Руководитель тоже занимается обучением. В ходе обучения он может давать комментарии, делать выводы, подводить итоги. Причем, в отличие от тренера руководитель может принимать окончательное решение о внедрении того или иного подхода в процессы компании.
Чтобы не путаться – сравнительная таблица отличий различных профессий «коммуникативного характера» от профессии бизнес-тренера.
Чем отличается профессия тренера от других – разобрались. Давайте теперь определим, что же должен уметь тренер.
Прежде всего бизнес-тренер должен уметь выступать публично. Это очень важный тренерский навык, без которого остальные не имеют значения.
Помимо этого, важными для тренера будут умения:
Тренерская работа требует тщательной подготовки.
Во многом нужно быть первопроходцем, многое сделать впервые и самостоятельно – на свой страх и риск!
Тренинг не всесилен – он не способен решить все задачи. Тем не менее, принято считать, что тренинг способен решить любую задачу, вопрос только в стоимости. При таком подходе в случае неудачи заказчик может разочароваться и усомнится в качестве ваших услуг. Получается, ваша репутация зависит от того, какие задачи вы берете на себя и насколько успешно их решаете. Для сохранения своей личной репутации, репутации компании и тренинга как метода решения бизнес-задач, важно ставить и решать только разрешимые задачи, а значит, использовать тренинг только там, где он действительно может решить задачу заказчика.
Разберемся, какие задачи тренинг решить не может.
Даже самый лучший тренинг не справится с задачами:
Тренер не обладает достаточными полномочиями для управления чужим персоналом, в этом его возможности ограничены. Кроме того, после окончания обучения тренер не в состоянии обеспечить управленческую поддержку.
1. Тренинг диагностирует. Компания обратилась за тренингом – это уже свидетельствует о том, что внутренние ресурсы исчерпались, нужна помощь извне, и прежде всего в оценке ситуации. Обращение к внешнему тренеру – это попытка получить внешнюю экспертизу своей внутренней ситуации.
Диагностика – первая решаемая задача для тренинга. Причем, эта задача решается тренером даже если она не заявлена в программе как отдельный вид работ.
Тренер исследует предложения, комментарии, высказывания участников. Тренер-профессионал не дает личную оценку участникам, зато учитывает содержание их высказываний.
Чтобы получить диагностику, тренеру нужно учесть производственные, отраслевые и организационные особенности ситуации. Ему важно проследить причины возникновения трудностей, приведших к тренингу. Чтобы избежать недоразумений, тренер оценивает ситуацию вместе с заказчиком, помогает заказчику сделать выводы и принять решения. Все это – работа тренера, невидимая на первый взгляд, но от которой зависит результат обучения.
2. Тренинг дает знания и навыки. Обучение – основная функция тренинга. Основная задача тренинга и основная ценность формата – в быстром освоении знаний и навыков в ходе интенсивной групповой работы. Как бы ни менялись тренды обучения – тренинговый формат остается высоко востребованным, хотя и меняется, развивается и совершенствуется. Условия эффективности тренинга остаются неизменными и всегда актуальными. Речь идет о следующих условиях:
3. Тренинг способен повысить эффективность компании. Это происходит за счет обучения руководителей. Навыки принятия решений, распределения обязанностей, планирования и нормирования нагрузок нужны руководителям всех уровней. Обучение вполне решает такие задачи как развитие навыков стратегического управления – планирование, приоритизирование, распределение нагрузок и обязанностей. А это конкурентный ресурс и источник повышения эффективности любой компании.
4. Тренинг может изменить ценности – развить более осмысленное и сознательное отношение к себе и своей работе.
Тренинг способен быстро подготовить кадры, а в процессе этой работы:
Все это меняет сознание. Основной результат тренинга – четкое понимание специфики новой деятельности и принятие круга новых профессиональных задач.
5. Тренинг может обеспечить внешний и внутренний PR. В ходе групповой работы можно продвигать идеи, ценности, решения.
6. Тренинг может стать инструментом маркетинга. Краткосрочные обучающие программы отлично привлекают потенциальных клиентов – например, можно обучить информационным технологиям тех, кто приобретет у компании компьютерную технику.
7. Тренинг способствует личностному росту сотрудников. Тренинг активизирует внутренние резервы, задает участникам более высокую планку. Правда, компания должна и сама быть готова к росту, учитывая, что после обучения сотруднику рамки компании могут показаться тесными.
8. Тренинг способствует командообразрованию. Часто в ходе тренинга решаются те или иные задачи в командах. Так команды формируются, а люди учатся взаимодействовать в команде. И все же командообразование – не самоцель тренинга.
9. Тренинг учит эффективно достигать командных целей. В ходе тренинга можно сформировать команду и научить ее достижению целей, если задачей тренинга будет достичь поставленной цели вместе.
Чтобы достичь реальных результатов, придется отказаться от мифологической веры во всесильность тренинга и сфокусироваться на реальных возможностях тренингах и реальных проблемах, которые ему предстоит решить.
Есть проблемы, которые можно решить с помощью тренинга? В ManGO! Games вы всегда можете заказать разработку или проведение тренинга, купить обучающую программу или получить консультацию по разработке и проведению.
Читайте также:
Проверьте себя! В каком случае тренинг необходим?