Блог
12.07.22

Мотивация ЦА и зоны ответственности методиста

У методиста, который занимается разработкой курсов для корпоративного обучения, возникает немало неочевидных на первый взгляд трудностей.

На кого ориентироваться при разработке – на заказчика курса или на конечных потребителей? Как учесть мотивацию сотрудников, которых нужно обучать? Кто в ответе за вовлеченность, если заказчик утверждает содержание? С кем согласовать словарь терминов? Зачем определять и учитывать учебную среду?

Найти ответы на все эти вопросы нам поможет методист, автор и бизнес-тренер корпоративных курсов Светлана Лукьянова.
Мотивация ЦА и зоны ответственности методиста | Корпоративное обучение от провайдера ManGO! Games
Мотивация ЦА и зоны ответственности методиста | Корпоративное обучение от провайдера ManGO! Games
Колесо баланса "ЖУРНАЛ РЕФЛЕКСИИ"
Рефлексия помогает лучше понимать себя, свою жизнь, собственные эмоции и мир вокруг. Журнал основан на лучших практиках личной эффективности, самопознания и развития. Мы собрали 900 вопросов для баланса работы и жизни.

Как учесть мотивацию сотрудников, если решение по содержанию принимает заказчик? Этот вопрос тревожит и внутренних методистов, и провайдеров корпоративного обучения. Даже если методист знает, чем можно замотивировать учащихся, у заказчика может быть другая точка зрения, а согласовывает методист содержание курса именно с заказчиком – в конце концов заказчик платит деньги.

Найти ответы нам помог тренинг Светланы Лукьяновой «Методичка методиста». Вы можете заказать тренинг Светланы для своих внутренних методистов – переходите по ссылке. Некоторыми идеями оттуда мы поделимся с вами прямо сейчас в этом материале!

В чем ценность индивидуальной разработки курса

Почему разработанный под конкретную задачу и конкретную компанию курс обычно эффективнее, чем готовый универсальный? Методист учитывает множество особенностей. К примеру, выясняет, в какой среде будет применяться разработанный курс, поскольку от этого зависит даже сама структура учебной программы.

Даже чтобы понять, нужны ли стоп-уроки или допустимы ли командные задания, важно знать учебную среду конкретной компании.

Чтобы понять суть среды образования, углубимся немного в теорию и вспомним о четырех типах темперамента человека. Каждый как правило носит в себе сочетание всех четырех типов, но какой-то преобладает. Так же и у каждой образовательной среды есть свой преобладающий «темперамент».

Признанный эксперт в этом вопросе В.А. Ясвин выделяет 5 давно устоявшихся моделей образовательной среды. У трех из них приоритет – обучение, одна ориентирована на интеграцию воспитания, обучения и развития, а еще одна – на социализацию.  

Одна модель из ориентированных на обучение предполагает автономию учителя и деление учащихся на сильных и слабых.

Еще одна – директивная, предполагает приоритет руководителя, тренеры ему подчиняются, а учащиеся делятся по специализациям.

Третья модель с приоритетом на обучение предполагает наличие преподавательского коллектива, который имеет полномочия управлять учебным процессом. В третьей модели учащиеся не делятся ни по каким признакам.

Четвертая модель ориентирована на межпредметную интеграцию, развивающие мероприятия, формирование культуры в ходе обучения. В таких организациях обычно матричная, или сетевая, модель управления, решения принимаются на стыке менеджмента компании и интересов различных проектных групп.

Пятая модель образовательной среды не предусматривает передачу академических знаний. В такой среде самое главное – включение в гражданское общество.

Если вернуться к вопросу, нужны ли стоп-уроки в курсе, станет более понятно, зачем учитывать модель образовательной среды.

Стоп-уроки – порции учебного материала в заданном порядке: следующий доступен только после прохождения предыдущего. Обычно каждый такой урок заканчивается контрольной работой или тестом с установленным проходным баллом.

При первой модели среды обучения – полная свобода преподавателю, можно использовать стоп-уроки, если это кажется уместным.

При второй модели – стоп-уроки обязательны, каждый шаг тренера нужно согласовать с руководством.

При третьей модели учащиеся скорей всего могут выбирать и порядок занятий, и состав курса, и скорость обучения. В этом случае стоп-уроки скорее всего неуместны.

В компаниях с интеграционной моделью образовательной среды наличие стоп-уроков будет зависеть от предмета, а в социализационной образовательной среде будут поощряться групповые задания, деловые игры, бизнес-симуляции и проектные группы, а стоп уроки будут неактуальными.

Групповая работа будет также поощряться при третьей, демократической, модели образовательной среды, тогда как в автократической второй модели групповая работа скорей всего будет недопустима, как и творческие задания или самостоятельный выбор обучающей программы.

Как определять модель образовательной среды? Светлана Лукьянова в своем курсе дает четкие и понятные рекомендации определения образовательной среды по Ясвину. Она предлагает опираться на 2 полярных конструкта: Свобода/Зависимость и Активность/Пассивность. Совмещая эти категории можно получить 4 типа образовательной среды. Подробнее – в статье «Четыре базовых типа образовательной среды».

На кого ориентироваться при подготовке учебного контента?

Непосредственный заказчик курсов может не понимать мотивов обучающихся, но при этом от методиста будут требовать вовлекающих занятий. Как учесть мотивацию при создании курса и как разрешить конфликт интересов трех сторон процесса обучения – методист, заказчик и группа? Методист заинтересован в высокой мотивации группы, заказчик – в реализации курса, соответствующего его представлению об этом курсе, а группа заинтересована в получении таких знаний, которые востребованы прямо сейчас, и таким образом, чтобы это было просто, интересно и не «для галочки».

Во-первых, компаниям стоит подбирать тренера или методиста с учетом ценностей и их соответствия корпоративной культуре, тогда меньше будет разногласий. Во-вторых, методисту нужно ориентироваться только на требования непосредственного заказчика. В-третьих, если результат окажется ниже желаемого, в следующий раз заказчик сможет учесть рекомендации методиста и прислушаться к его предложениям. К таким выводам пришли участники курса Светланы Лукьяновой «Методичка методиста». Трудно не согласиться с этим, но это далеко не все сложности разработки курсов. На практике методиста ждет немало испытаний.

Согласование контента с заказчиком

Чтобы контент максимально удовлетворял ожидания всех сторон, необходимо уделить серьезное внимание не только подготовке контента, но и согласованию его с заказчиком. Здесь нас ждет ряд трудностей и неожиданностей.

Как сэкономить время при разработке обучающего контента?

Часто курс нужен срочно, и у методиста нет запаса времени. Как успеть? Методист Светлана Лукьянова рекомендует согласовывать контент небольшими порциями, тогда меньше придется переписывать и быстрее можно будет найти общий язык, согласовать глоссарий, прийти к единым правилам. Если показать заказчику сразу готовый курс, есть риск, что придется переписывать все с нуля.

Как понять потребности заказчика?

Чтобы пожелания заказчика и предлагаемый материал максимально совпадали, необходимо провести с заказчиком предварительную встречу, задать вопросы, узнать, зачем ему курс, какое место займет этот курс в системе корпоративного обучения компании, кто будет его использовать и что заказчик хочет получить на выходе.

Какие трудности могут возникнуть при согласовании контента?

В ходе разговора у методиста возникает вопрос о целевой аудитории. Кто наша целевая аудитория? Чего хотят эти люди? Часто заказчик легко обозначает, какую группу людей нужно обучить – корпоративных тренеров, продавцов и так далее. Однако с вопросом о желаниях людей часто возникают проблемы, предупреждает Светлана Лукьянова. Неизвестно, как им было бы удобнее учиться и какая у них мотивация. Методисту непонятно, в чем ценность будущего курса с точки зрения аудитории и что может стать для ним стимулом.

Что делать? Разрабатывая программу, методист не имеет возможности создать объективную Learning Journey Map. Зато он может «сесть на табуретку участника» и попытаться сформировать собственное представление о том, чем живет этот человек, кто он, зачем ему курс. Представляя себя, к примеру, продавцом или менеджером, важно учесть образовательную среду организации и нарисовать себе объемный образ участника – сколько ему лет, как давно он в компании, какие задачи выполняет и так далее.

Важно помнить, что даже зная участников лично или взяв у них интервью, невозможно предсказать опыт каждого, зато сам процесс поиска ответов помогает сделать полезные открытия. Learning Journey Map – это инструмент, позволяющий методисту посмотреть на образовательный процесс глазами участника и устранить возможные препятствия на его пути к результату.

Итак, с какими проблемами может столкнуться методист? Для внешнего методиста часто недоступна информация, позволяющая составить полноценный journey map. Методисту часто приходится додумывать самостоятельно. Как сотрудник принимает решения и что он чувствует, проходя шаг за шагом процесс обучения – все это остается за кадром и в этом сложность методиста, но не единственная.

После составления гипотетической карты пути обучения, разработчик встречается с еще одной сложностью. Определившись с мотивацией, методист иногда вплетает мотивационные блоки прямо в учебную программу. Это бывает единственным способом мотивировать учащихся. Однако заказчику могут не понравиться те или иные формулировки, и он исключает такую информацию из курса, оставив участников без важной порции мотивации. Если курс разрабатывается для самостоятельного онлайн-обучения, ученики не получат эмоциональной поддержки и потеряют энтузиазм.

Почему так происходит? Часто тот, кто является непосредственным заказчиком курса, не знает специфики педагогической деятельности. Мотивационные фразы могут насторожить заказчика. Не понимая, зачем эти фразы в тексте, заказчик поспешит избавиться от контента, не связанного напрямую с обучающим материалом.

У методиста может появиться соблазн занять сторону аудитории, однако это неверное решение. Ориентироваться при разработке контента нужно только на непосредственного заказчика курса. Если вы хотите дать пользу аудитории и сделать курс по-настоящему нужным для обучающихся, ищите общий язык с заказчиком.

«Приходится тщательно подбирать аргументы», - делится своим опытом методист Светлана Лукьянова, – «вызывать заказчика на размышление о том, что получат сотрудники и как сделать курс полезным для них».

Кто за что отвечает

Таким образом, один из непростых вызовов в работе методиста при разработке курса – объяснить заказчику важность мотивации и предупредить о рисках недостаточной вовлеченности. Это в зоне ответственности методиста. За результат отвечает заказчик, в интересах которого серьезно подойти к выбору разработчика и прислушаться к его рекомендациям, ведь его задача не просто купить курс или получить индивидуальную разработку, а достичь конкретных бизнес-целей.

Согласны? У вас свое мнение? Оставьте комментарий!
Закажите полный каталог игр ManGO! Games